Разница между поминанием Аллаха (зикр) языком и поминанием сердцем. Имам аль-Хайтами

6 дней назад | 129

الإمام ابن حجر الهيتمي: الفرق في الأجر بين الذكر باللسان مع حضور القلب والذكر بالقلب بدون اللسان

Спросили имама Шихабуддина Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Мухаммада ибн Али ибн Хаджара аль-Хайтами ас-Са’ди аль-Ансари аш-Шафии:

«Насчет слов ан-Навави, да проявит Аллах к нему Свою милость, в конце главы о собраниях, в которых поминают Аллаха, в «Шархе Сахиха Муслима»: «Поминание языком с осознанием сердцем лучше, чем поминание сердцем». — Понимается ли из его слов, что если некто поминает Аллаха сердцем без участия языка, имея оправдание, то получает (обещанную за это поминание) награду? А если будет читать Коран сердцем без участия языка, и не имея в этом оправдания, то получит (обещанную за чтение) награду или нет?»

Он ответил: «В поминании сердцем нет достоинства (награды), если рассматривать его как зикр, посредством фразы которого поклоняются Аллаху. Но в нем есть достоинство (награда) со стороны осознания его смысла, который заключается в утверждении чистоты Аллаха от недостатков и возвеличивании Его своим сердцем. Таким образом объединяются упомянутые слова ан-Навави и слова тех, кто сказал, что за поминание сердцем нет награды. Кто отрицает награду, подразумевает награду за фразу, а кто подтверждает награду, подразумевает осознание сердцем, как мы это сказали. Осмысли это, это важно. И нет разницы во всем этом между тем, у кого есть оправдание, и тем, у кого его нет. И Пречистый Всевышний Аллах лучше знает».

См. «Аль-Фатауа аль-хадисия», с. 35.

سُئِلَ الإمام شهاب الدين أحمد بن محمد بن على بن حجر الهيتمي السعدي الأنصاري الشافعي: عَن قَول النَّوَوِيّ لطف الله بِهِ فِي آخر بَاب مجَالِس الذّكر من شرح مُسلم: ذكر اللِّسَان مَعَ حُضُور الْقلب أفضل من ذكر الْقلب انْتهى. فَهَل يُؤْخَذ من كَلَامه أَنه إِذا ذكر الله بِقَلْبِه دون لِسَانه أَنه ينَال الْفَضِيلَة إِذا كَانَ مَعْذُورًا أم لَا؟ وَهل إِذا قَرَأَ بِقَلْبِه دون لِسَانه من غير عذر ينَال الْفَضِيلَة أم لَا؟

فَأجَاب: الذّكر بِالْقَلْبِ لَا فَضِيلَة فِيهِ من حَيْثُ كَونه ذكرا متعبداً بِلَفْظِهِ، وَإِنَّمَا فِيهِ فَضِيلَة من حَيْثُ استحضاره لمعناه من تَنْزِيه الله وإجلاله بِقَلْبِه، وَبِهَذَا يجمع بَين قَول النَّوَوِيّ الْمَذْكُور، قَوْلهم ذكرالقلب لَا ثَوَاب فِيهِ فَمن نفى عَنهُ الثَّوَاب أَرَادَ من حَيْثُ لَفظه، وَمن أثبت فِيهِ ثَوابًا أَرَادَ من حَيْثُ حُضُوره بِقَلْبِه كَمَا ذَكرْنَاهُ، فَتَأمل ذَلِك فَإِنَّهُ مهمّ، وَلَا فرق فِي جَمِيع ذَلِك بَين الْمَعْذُور وَغَيره، وَالله سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى أعلم.

انظر: «الفتاوى الحديثية»، ص. 35.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...