Имам ас-Саффарини: Ангелы записывают все дела или только хорошие и плохие?

1 месяц назад | 164

الإمام السفاريني: هَلْ الْمَلَكَانِ الْكَرِيمَانِ الْكَاتِبَانِ يَكْتُبَانِ كُلَّ مَا يَتَكَلَّمُ بِهِ الْإِنْسَانُ، أَوْ لَا يَكْتُبَانِ إلَّا مَا فِيهِ ثَوَابٌ وَعِقَابٌ؟

Писал имам Шамсуддин Абу аль-‘Аун Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали:

«В этом вопросе ученые разошлись на два известных мнения. Передал Али ибн Аби Тальха от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом: «Ангел записывает все, что говорится, будь это добро или зло. Он записывает даже слова «я поел», «я попил», «я пошел», «я пришел». А когда по четвергам представляются слова и дела человека, то утверждается то из них, что было добром или злом, и убирается остальное. Об этом слова Всевышнего: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания». (Гром, 39)

Всевышний также сказал: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Каф, 17-18)

Сказал хафиз Ибн Раджаб: «Праведные предшественники единогласны в том, что ангел, который справа, записывает хорошие дела, а тот что слева, записывает плохие. Об этом передан хадис Абу Умамы, возведенный к пророку, мир ему и благословение Аллаха, со слабым иснадом (цепочкой передатчиков)».

В «Сахихе» передано: «Когда кто-либо из вас молится и беседует со своим Господом, ангел находится справа от него». И в хадисе Хузейфы от пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Справа от него тот, кто записывает хорошие дела».

Приводится от Яхьи ибн Аби Касира (табиин), что он сказал: «Оседлал один человек осла, и в пути осел споткнулся. Наездник сказал: «Бедный осел». Ангел справа сказал: «Это не из хороших дел, чтобы я это записывал». Ангел слева сказал: «Это не из плохих дел, чтобы я это записывал». Тогда Аллах в откровении сообщил ангелу слева, чтобы он записывал все, что бы ни оставил ангел справа. Так среди плохих дел было записано «бедный осел»».
Сказал хафиз (Ибн Раджаб): «Явный смысл этого говорит о том, что все, что не является хорошим делом — плохое дело, даже если не заслуживает наказания. Ведь некоторые из плохих дел могут не послужить причиной наказания, и могут быть искуплены посредством отстранения от больших грехов. Но потраченное на их совершение время — это убыток для человека, так как время ушло впустую. И в Судный день в этом будет для него убыток, и будет сожаление об этом, а это (сожаление) — вид наказания. И Всевышний Аллах Лучше знает».
См. «Гиза аль-альбаб фи шарх Манзума аль-адаб» 1/79-80.

Как видно, имам ас-Саффарини склоняется к тому, что все дела будут записаны. Хорошие ангелом справа, а все остальные — ангелом слева. Затем, он оставил открытым вопрос о том, что из записанного среди плохих дел останется до Судного дня. Будет ли убрано все, кроме совершения запретного, или будет оставлено? Можно понять так, что здесь есть два мнения, или что здесь возможны два варианта в зависимости от ситуации, или что останутся записанными только те из дозволенных (мубах) и нежелательных (макрух) дел, которые не оправдывали потраченного на них времени, трата времени на которые будет причиной сожаления, а те, что оправдывали потраченное на них время, будут стерты. А точное знание того, как будет на самом деле, у Аллаха.

قال الإمام شمس الدين أبو العون محمد بن أحمد السفاريني الحنبلي: «اخْتَلَفَ الْعُلَمَاءُ فِي ذَلِكَ عَلَى قَوْلَيْنِ مَشْهُورَيْنِ. قَالَ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَلْحَةَ عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا -: يَكْتُبُ الْمَلَكُ كُلَّ مَا يَتَكَلَّمُ بِهِ مِنْ خَيْرٍ أَوْ شَرٍّ، حَتَّى أَنَّهُ لَيَكْتُبُ قَوْلَ أَكَلْت وَشَرِبْت وَذَهَبْت وَجِئْت، حَتَّى إذَا كَانَ يَوْمُ الْخَمِيسِ عَرَضَ قَوْلَهُ وَعَمَلَهُ فَأُقِرَّ مِنْهُ مَا كَانَ فِيهِ خَيْرٌ أَوْ شَرٌّ وَأُلْغِيَ سَائِرُهُ، فَذَلِكَ قَوْله تَعَالَى {يَمْحُوا اللَّهُ مَا يَشَاءُ وَيُثْبِتُ وَعِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ} [الرعد: 39]
وَقَدْ قَالَ تَعَالَى {إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ} [ق: 17] {مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ} [ق: 18] .
قَالَ الْحَافِظُ ابْنُ رَجَبٍ: وَقَدْ أَجْمَعَ السَّلَفُ الصَّالِحُ عَلَى أَنَّ الَّذِي عَنْ يَمِينِهِ يَكْتُبُ الْحَسَنَاتِ، وَاَلَّذِي عَنْ شِمَالِهِ يَكْتُبُ السَّيِّئَاتِ، وَقَدْ رُوِيَ ذَلِكَ مَرْفُوعًا مِنْ حَدِيثِ أَبِي أُمَامَةَ بِإِسْنَادٍ ضَعِيفٍ.
وَفِي الصَّحِيحِ «إذَا كَانَ أَحَدُكُمْ يُصَلِّي فَإِنَّهُ يُنَاجِي رَبَّهُ وَالْمَلَكُ عَنْ يَمِينِهِ» . وَرُوِيَ مِنْ حَدِيثِ حُذَيْفَةَ مَرْفُوعًا «أَنَّ عَنْ يَمِينِهِ كَاتِبَ الْحَسَنَاتِ» .
وَعَنْ يَحْيَى بْنِ أَبِي كَثِيرٍ قَالَ: رَكِبَ رَجُلٌ حِمَارًا فَعَثَرَ بِهِ، فَقَالَ تَعِسَ الْحِمَارُ، فَقَالَ صَاحِبُ الْيَمِينِ مَا هِيَ حَسَنَةٌ أَكْتُبُهَا، وَقَالَ صَاحِبُ الْيَسَارِ مَا هِيَ سَيِّئَةٌ فَأَكْتُبُهَا، فَأَوْحَى اللَّهُ إلَى صَاحِبِ الشِّمَالِ مَا تَرَكَ صَاحِبُ الْيَمِينِ مِنْ شَيْءٍ فَاكْتُبْهُ، فَأَثْبَتَ فِي السَّيِّئَاتِ تَعِسَ الْحِمَارُ. قَالَ الْحَافِظُ: وَظَاهِرُ هَذَا أَنَّ مَا لَيْسَ بِحَسَنَةٍ فَهُوَ سَيِّئَةٌ وَإِنْ كَانَ لَا يُعَاقَبُ عَلَيْهَا، فَإِنَّ بَعْضَ السَّيِّئَاتِ قَدْ لَا يُعَاقَبُ عَلَيْهَا، وَقَدْ تَقَعُ مُكَفَّرَةً بِاجْتِنَابِ الْكَبَائِرِ، وَلَكِنَّ زَمَانَهَا قَدْ خَسِرَهُ صَاحِبُهَا حَيْثُ ذَهَبَ بَاطِلًا، فَيَحْصُلُ لَهُ بِذَلِكَ حَسْرَةٌ فِي الْقِيَامَةِ وَأَسَفٌ عَلَيْهِ، وَهُوَ نَوْعُ عُقُوبَةٍ، وَاَللَّهُ تَعَالَى أَعْلَمُ».
انظر: «غذاء الألباب في شرح منظومة الآداب» 1/ 79-80.

الظاهر أن الإمام السفاريني يتبنى الرأي بأن كل الأعمال يكتبها الملكان؛ الذي عن يمين الإنسان يكتب الحسنات والذي عن شماله يكتب كل ما بقي. وترك الإمام مفتوحا السؤال التالى: ما من الأعمال المثبتة عند صاحب الشمال تبقى إلى يوم القيامة؟ هل تمسح كل المباحات ومكروهات أم تترك مكتوبة؟ فيحتمل أن في المسألة قولان، ويحتمل أن الحال يختلف من الشخص إلى الآخر، ويحتمل أنه تمسح ما استحقت وقت الاشتغال بها ولا يؤسف عليه، وتبقى من المباحات والمكروهات ما لم تستحق وقت الاشتغال بها ويؤسف لفواته. والعلم بحقيقة الأمر عند الله تعالى.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...