О том, что мазхабофобы, занимающиеся иджтихадом в фатвах и толкающие на это других мусульман, не следуют даже за Ибн Хазмом
04.01.2018 | 4438
Сначала нужно пояснить, что имам Ибн Хазм, противореча единогласному мнению сподвижников и следом единогласному мнению приверженцев сунны (см. https://muntaqa.info/mutaz), запрещал таклид для всех мусульман вообще и, тем более, запрещал таклид для муфтия. То есть, когда в тексте, который будет приведен ниже, он говорит о выдаче фатв, то подразумевает не просто ответ на основе знания, что ученые разрешили то и запретили это, а подразумевает иджтихад в выдаче фатв, то есть оценку муфтием доводов и вынесение им решения о «более сильном» мнении.
Его мнением о всеобщем запрете таклида прикрываются современные русскоязычные мазхабофобы, на словах заявляющие о своем следовании за саляфами. И, вместе с тем, они, не изучив основополагающие науки из инструментария иджтихада, наделяют себя степенью муджтахидов, воюя за это, и обзывая тех, кто мешает им в этом деле, «мазхабистами». Так же, как поступают приверженцы многих других крайностей с противоречащими им. (См.: https://muntaqa.info/manhaj-hizbiya, https://muntaqa.info/ching, https://muntaqa.info/total)
Приверженцы этой партии, сформированной вокруг одного русскоязычного студента, смело выносят постановления и публикуют свои ответы-фатвы о том, какой имам прав, а какой ошибся в постановлениях фикха. Мнение какого соответствует сунне, а какого противоречит и является нововведением. Мнение какого «более сильное», а какого «более слабое». На какое мнение указывают доводы, а на какое не указывают. И ведут за свои мнения ожесточенные споры. При этом в лучшем случае лишь некоторые из самых знающих из них ознакомились с основными правилами грамматики арабского языка и способны понимать общий смысл текста. Но не всегда (см.: https://muntaqa.info/perevody).
Посмотрим же, какое знание языка ставит в условие муфтию-муджтахиду имам Ибн Хазм. И можно ли по мнению Ибн Хазма обращаться с вопросами о чем-либо из религии к «братьям», которые ведут себя как муфтий-муджтахид, но не достигли указанного уровня даже в знании языка? И посмотрим, действительно ли указанная партия следует хотя бы за Ибн Хазмом, поскольку уже было многократно установлено, что учение этой современной партии в вопросах фикха и усуль аль-фикха противоречит тому, на чем были почти все ученые исламской уммы во все века.
Говорил имам Ибн Хазм аз-Захири: «А что касается того, кто преподносит свое имя под эмблемой знания и понимания (фикха), в то время как он — невежда в грамматике и языке, то запрещено ему давать фатвы в религии Аллаха, даже в виде одного слова. И запрещено мусульманам обращаться к нему за фатвами. Потому что у него нет знания о языке, на котором обращался Всевышний Аллах. А если он его не знает, то запрещено ему давать фатву о том, чего он не знает. Всевышний сказал: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце — все они будут об этом спрошены». (Перенес ночью, 36) И сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (Преграды, 33) Также сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех». (Свет, 15)
Таким образом, кто не знает языка, на котором обратился к нам Великий и Могущественный Аллах, и не знает разницы в его смыслах, которые изменяются с изменением расстановки огласовок в словах, и затем говорит о приказах и запретах Аллаха, тот наговаривает на Аллаха то, чего не знает». См. «Расаиль Ибн Хазм аль-Андалюси» 3/162-163, «ат-Тальхыс ли вуджух ат-тахлис».
يقول الإمام ابن حزم الظاهري: «وأما من وسم اسمه باسم العلم والفقه وهو جاهل للنحو والغة فحرام عليه أن يفتي في دين الله بكلمة، وحرام على المسلمين أن يستفتوه، لأنه لا علم له باللسان الذي خاطبنا الله تعالى به. وإذا لم يعلمه فحرام عليه أن يفتي بما لا يعلم؛ قال الله تعالى: {ولا تقف ما ليس لك به علم إن السمع والبصر والفؤاد كل أولئك كان عنه مسئولا} (الإسراء: 36) ، وقال تعالى: {قل إنما حرم ربي الفواحش ما ظهر منها وما بطن والإثم والبغي بغير الحق وأن تشركوا بالله ما لم ينزل به سلطاناً وأن تقولوا على الله ما لا تعلمون} (الأعراف: 33) ، وقال تعالى: {وتقولون بأفواهكم ما ليس لكم به علم وتحسبونه هيناً وهو عند الله عظيم} (النور: 15) . فمن لم يعلم اللسان الذي به خاطبنا الله عز وجل، ولم يعرف اختلاف المعاني فيه لاختلاف الحركات في ألفاظه، ثم أخبر عن الله بأوامره ونواهيه فقد قال على الله ما لا يعلم».
انظر: «رسائل ابن حزم الأندلسي» 3/ 162-163، «التلخيص لوجوه التخليص».