Ибн Усаймин: Не надо обманываться знанием внешнего смысла текста какого-то хадиса

15.09.2017 | 5356

الشيخ ابن عثيمين: لا تغتروا بمعرفتكم لظاهر معنى الآية أو الحديث

Говорит шейх Ибн Усаймин: «Одни люди обладают большими знаниями, чем другие, но другие могут обладать большим пониманием в познании шариатских текстов, а третьи имеют большие умственные способности в познании источников шариата. Потому что может быть так, что человек полностью поймет (шариатский текст), но у него отсутствуют умственные способности, с помощью которых он мог бы объединить доводы шариата с его целями и скрытыми особенностями.
И ты можешь увидеть, как такой человек хватается за внешний (захир) смысл текста, даже если он далек от шариатских целей. И это — большой недостаток.

Пример этому — слова Ибн Хазма про годовалую* овцу, что она не засчитывается в жертвоприношении, а о полугодовалой, что засчитывается. Это далеко от шариатских целей, и если полугодовалая засчитывается, то годовалая тем более. Без сомнений.
Или слова некоторых захиритов: «Если отец спросит свою дочь насчет выдачи ее замуж за некоего человека, а она ответит: «Папа, я не хочу иного, кроме этого человека и подобных ему, и я согласна», — то захириты говорят: «Это — не разрешение (с ее стороны) и он не должен выдавать ее замуж». А когда спросил вторую дочку, она промолчала, ничего не сказала. — О такой они говорят: «Эту пусть выдает ее замуж, а ту пусть не выдает». — В то время как та ясно выразила довольство, а молчание второй — это указание на довольство, но не само довольство.

Необходимо наличие таких умственных способностей. Некоторые люди могут знать больше, но нет у них понимания».

См. «Шарх хилия талиб аль-ильм», 248-249. Сл. «Шарх аль-хилия», 8.
_________________

* По мнению некоторых ученых речь идет не о полугодовалой и годовалой овцах, а о годовалой и двухлетней овцах.

قال الشيخ اين عثيمين: «إن بعض الناس أكثر علماً من الآخر، لكن الثاني أفهم منه في معرفة النصوص ، والثالث أعقل منهم في معرفة مصادر الشريعة ومواردها ، لأنه قد يفهم الإنسان النص فهماً كاملا ، لكن ليس عنده العقل الذي يجمع بين أدلة الشريعة وبين مقاصدها وأسرارها .

فتجده يأخذ بظاهر اللفظ ولو كان بعيداً عن مقاصد الشرع ، وهذا خللٌ عظيم ، ومثاله : قول ابن حزم في الشاة الثنية : لا تجزئ وفي الشاة الجذعة تجزئ ، وهذا بعيد عن مقاصد الشرع ،فإذا كانت الجذعة تٌجْزِئ فالثنية من باب أولى ولا شك .

أو يقول بعض الظاهرية إذا استأذن الرجل ابنته البكر في أن يزوجها رجلا ً فقالت : يا أبتي لا أريد إلا هذا الرجل وأمثاله وأنا موافقة , يقول الظاهرية : هذا ليس بإذن فلا يزوجها . والبنت الثانية لما شاورها سكتت ولم تقل شيء ، فقالوا هذه تٌزَوَّج ، والأولى لا تزوج ، مع إنها صرَّحت بالرضا ، والثانية سكوتها دليل الرضا وليس هو الرضا . فلابد من العقل فقد يكون بعض الناس أكثر علماً لكنه لا يفهم».
انظر: «شرح حلية طالب العلم»، ص. 248-249؛ استمع: «شرح الحلية» 8.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...