Имам аз-Захаби о себе
19.05.2017 | 7459
تواضع الإمام الذهبي في ترجمته لنفسه
Имам мухаддисов, большой хафиз, выдающийся ученый при том, что был известным биографом, написавшим десятки томов про различных ученых их жизнь, их достоинства и отзывы о них, не видел нужным распространяться о своей биографии, но в книге «аль-Му’джам аль-мухтасс биль-мухаддисин» с. 97, когда подошел к повествованию о себе, в биографии №113, написал:
«Аз-Захаби. Автор. Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман ибн Каймаз ибн шейх Абдуллах ат-Туркмани аль-Фарикы затем ад-Димашкы аш-Шафии. Чтец, мухаддис, составитель этого «Му’джама». Родился в 673 году.»
Затем упомянул, кто из шейхов и где дал ему иджазы, от кого он выслушал материалы, передаваемые по иснадам, и написал:
«У него есть сочинения, говорят что полезные. Группа (людей или ученых) уважают и хвалят его, а он лучше знает о своих недостатках в знаниях и делах. И к Аллаху обращение за помощью, нет силы кроме как от Него. Если сохранит Он мой иман, то это будет успехом для меня».
يقول الإمام الذهبي في ترجمة نفسه في «معجم المحدثين» في الترجمة رقم 113 ما نصه :
» محمد بن أحمد الذهبي (المؤلف)
الذهبي ، المصنف ، محمد بن أحمد بن عثمان بن قايماز ابن الشيخ عبد الله التركماني الفارقي ثم الدمشقي الشافعي المقرئ المحدث ، مُخَرِّج هذا المعجم . وُلِد سنة ثلاث و سبعين ( و ستمائة) .
و أجاز له أبو زكريا ابن المصري و ابن أبي الخير و القطب ابن عصرون و القاسم الإربلي و عدة . و سمع بدمشق من عمر ابن القواس ، و ببعلبك من التاج ابن علوان و بالقاهرة من الدمياطي ، و بالقرافة من الأبرقوهي ، و بالثغر من الغرافي ، و بمكة من التوزري ، و بحلب من سنقر الزينبي ، و بنابلس من العماد ابن بدران . و جمع تواليف — يُقالُ مفيدة — و الجماعة يتفضلون و يثنون عليه ، و هو أخبر بنفسه و بنقصه في العلم و العمل ، و الله المستعان و لا قوة إلا به ، و إذا سلم لي إيماني فيا فوزي «
Упомянул он себя также в собственной книге «Зейль диуан ад-дуафа уа аль-матрукин», которая представляет собой справочник имен слабых передатчиков. Подойдя к 345 имени в списке, он записал:
«Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман аль-Фарикы. Имел скверную память, не был точен и богобоязнен. Да проявит Всевышний Аллах к нему снисходительность». См. «Зейль диуан ад-дуафа», с. 56.
وقال عن نفسه: «محمد بن أحمد بن عثمان الفارقي: سيء الحفظ ليس بالمتقن ولا بالمتقي. سامحه الله تعالى». انظر: «ذيل ديوان الضعفاء والمتروكين»، ص. 56.
И что касается славы, которая ходила среди ученых о его памяти, то передано, что хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии пил воду Зам-зам с намерением, чтобы Аллах дал ему такую же память, как у имама аз-Захаби. Пишет хафиз ас-Суюты аш-Шафии в биографии хафиза Ибн Хаджара: «Передается, что он пил воду Зам-зама, чтобы достичь уровня аз-Захаби в памяти. И он достиг его, и превзошел». См. «Зейль табакат аль-хуффаз», с. 251.
قال الإمام السيوطي الشافعي في ترجمة الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي: «حكي أنه شرب ماء زمزم ليصل إلى مرتبة الذهبي في الحفظ فبلغها وزاد عليها». انظر: «ذيل طبقات الحفاظ»، ص. 251.