Имам аз-Захаби о правоведах четырех мазхабов
14.06.2017 | 4975
الإمام الذهبي عن فقهاء المذاهب الأربعة
В небольшой книге, посвященной краткому описанию состояния наук и положения их представителей имам аз-Захаби упомянул свое мнение о правоведах каждого из четырех мазхабов. Он писал:
«Правоведы-маликиты во благе, следовании (пророческому пути) и почете, если уберегутся их судьи и муфтии от поспешности в решениях о казни и обвинении в неверии».
«Правоведы-ханафиты — у них точность, (здравые) мнения, острый ум. И благо (для ислама и мусульман) от подобных им, если уберегутся от обращения к хитростям».
«Правоведы-шафииты — лучшие в применении аналогии и самые знающие в религии. Основа их мазхаба выстроена на следовании хадисам с непрерывными цепочками передатчиков. Их имам — один из предводителей приверженцев хадиса, его достоинства велики. И если ты усвоишь его мазхаб, чтобы исповедовать посредством него религию перед Аллахом и избавиться от невежества, то ты в благом положении».
«Если у тебя своя профессия, то ты во благе. Ешь то, что сам заработал, пусть покрывается твой лоб потом, пренебрегай собой, не отдавайся высокомерию из-за знания. А если у тебя есть своя торговля, то ты будешь подобен ранним ученым, которые не застали школ (медресе), не слышали о правительственных должностях, убегали, когда от них требовали занять пост судьи, поклонялись в соответствии со своим знанием и предоставляли его для людей, довольствовались грубой одеждой и куском хлеба, каким недавно был имам Абу Исхак1, автор «ат-Танбих», и каким был можно сказать вчера шейх Мухьиддин2, автор «аль-Минхадж», и каким ты видишь сегодня моего господина Абдуллаха ибн Халиля3«.
«А что касается ханбалитов, то у них полезные знания, и у них, в общем, религия. Мал их (материальный) удел в этом бренном мире. Невежды критикуют их убеждения и обвиняют их в придании Аллаху телесности, и в том, что этим их обязывают их убеждения. Но они непричастны к этому, за редким исключением, да простит их Аллах».
См. «Загаль аль-ильм», с. 33-39.
_________________
1 Имам Абу Исхак Ибрахим ибн Али аш-Ширази аш-Шафии, ум. 476 г.х.
2 Имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии, ум. 676 г.х.
3 Шейх Джалялюддин Абдуллах ибн Халиль аль-Бистами аш-Шафии, ум. 785 г.х.
تناول الحافظ الذهبي في رسالة «زغل العلم» العلوم المعروفة، وبين رأيه فيها وأحوال المهتمين بها في زمانه، ومما قاله عن فقهاء المذاهب الأربعة في عصر:
«الفقهاء المالكية على خير، واتباع وفضل، إن سلم قضاتهم ومفتوهم من التسرع في الدماء والتكفير».
«الفقهاء الحنفية أولو التدقيق والرأي والذكاء، والخير من مثلهم إن سلموا من التحيل».
«الفقهاء الشافعية أكيس الناس وأعلم من غيرهم بالدين، فأس مذهبهم مبني على اتباع الأحاديث المتصلة، وإمامهم من رؤوس أصحاب الحديث ومناقبه جمة، فإن حصلت يا فلان مذهبة لتدين الله به وتدفع عن نفسك الجهل فأنت بخير».
«فلو كنت ذا صنعة لكنت بخير، تأكل من كسب يمينك وعرق جبينك، وتزدري نفسك ولا تتكبر بالعلم، أو كنت ذا تجارة لكنت تشبه علماء السلف الذين ما أبصروا المدارس ولا سمعوا بالجهات، وهربوا لما للقضاء طلبوا، وتعبدوا بعلمهم وبذلوه للناس، ورضوا بثوب خام وبكسرة، كما كان من قريب الإمام أبو إسحاق(1) صاحب (التنبيه) ، وكما كان بالأمس الشيخ محيى الدين(2) صاحب (المنهاج) .
وكما ترى اليوم سيدي عبد الله بن خليل(3)«.
«وأما الحنابلة فعندهم علوم نافعة، وفيهم دين في الجملة، ولهم قلة حظ في الدنيا، والجهال يتكلمون في عقيدتهم ويرمونهم بالتجسيم، وبأنه يلزمهم، وهم بريئون من ذلك إلا النادر، والله يغفر لهم».
انظر: «زغل العلم»، ص. 33-39.
_______________
(1) هو الامام أبو إسحاق إبراهيم بن علي الشيرازي الشافعي، المتوفى سنة 476 هـ.
(2) هو الإمام يحيى بن شرف النووي الشافعي، المتوفى سنة 676 هـ.
(3) هو الشيخ جلال الدين عبد الله بن خليل البسطامي الشافعي، المتوفى سنة 785 هـ.