О том, кто задумался над аятами Корана
19.12.2018 | 4270
كيف مال جبير بن مطعم — رضي الله عنه — إلى الإسلام. أهمية تأمل في آيات القرآن
Рассказывал Джубейр ибн Мут’им о времени, когда он был неверующим: «Я услышал, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время вечерней молитвы читает суру «Гора». И когда он дошел до аятов:
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?
Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены ясного видения (убежденности).
Неужели у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же они сами являются владыками?» —
Мое сердце едва не взлетело».
Хадис передал имам аль-Бухари под номером 4854.
Писал имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии: «Он взволновался, услышав эти аяты, оттого, что хорошо воспринял их смысл и осознал насколько сильное в них содержится доказательство. Он постиг их и прояснил для себя их смысл чуткостью своего понимания». См. «А’лям аль-хадис» 4/1912.
Объясняя смысл упомянутых аятов, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии писал: «И есть объяснение, что это значит: неужели они сотворены без творца? Такое невозможно, им необходим творец. И если они отрицают то, что у них есть творец, значит они сотворили сами себя. А это еще более несостоятельно, ведь как может сотворить тот, кто сам не существует? И если оба варианта несостоятельны, то тем самым установлено перед ними доказательство, что у них есть творец.
Затем (Аллах) сказал: «Или же это они сотворили небеса и Землю?» — То есть, если они могут заявить о сотворении самих себя, то путь тогда еще заявят о сотворении небес и Земли. Это для них невозможно, и тем самым установлено перед ними доказательство.
Затем (Аллах) сказал: «Просто они лишены ясного видения (убежденности)». — И упомянул причину, которая удерживает их от веры — отсутствие ясного видения (убежденности), которое является даром от Аллаха, и которое не заполучить без Его наставления.
Поэтому взволновался Джубейр, так что его сердце едва не взлетело, и склонился к Исламу«. См. «Фатх аль-Бари» 8/603.
كان جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، يحدث عن زمن كفره: » سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقْرَأُ فِي المَغْرِبِ بِالطُّورِ، فَلَمَّا بَلَغَ هَذِهِ الآيَةَ: {أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الخَالِقُونَ، أَمْ خَلَقُوا السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ بَلْ لاَ يُوقِنُونَ، أَمْ عِنْدَهُمْ خَزَائِنُ رَبِّكَ أَمْ هُمُ المُسَيْطِرُونَ} » قَالَ: كَادَ قَلْبِي أَنْ يَطِيرَ.
رواه البخاري (4854)
قال الإمام أبو سليمان الخطابي الشافعي: «إنما كان انزعاجه عند سماع هذه الآية لحسن تلقيه معنى الآية ومعرفته بما تضمنته من بليغ الحجة فاستدركها واستشف معناها بذكي فهمه». انظر: «أعلام الحديث» 4/ 1912.
وقال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي في شرح الآيات المذكورة: «وَقِيلَ الْمَعْنَى أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ خَالِقٍ وَذَلِكَ لَا يَجُوزُ فَلَا بُدَّ لَهُمْ مِنْ خَالِقٍ وَإِذَا أَنْكَرُوا الْخَالِقَ فَهُمُ الْخَالِقُونَ لِأَنْفُسِهِمْ وَذَلِكَ فِي الْفَسَادِ وَالْبُطْلَانِ أَشَدُّ لِأَنَّ مَا لَا وُجُودَ لَهُ كَيْفَ يَخْلُقُ وَإِذَا بَطَلَ الْوَجْهَانِ قَامَتِ الْحُجَّةُ عَلَيْهِمْ بِأَنَّ لَهُمْ خَالِقًا ثمَّ قَالَ أم خلقُوا السَّمَاوَات وَالْأَرْض أَيْ إِنْ جَازَ لَهُمْ أَنْ يَدَّعُوا خَلْقَ أَنْفُسِهِمْ فَلْيَدَّعُوا خَلْقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَذَلِكَ لَا يُمْكِنُهُمْ فَقَامَتِ الْحُجَّةُ ثُمَّ قَالَ بَلْ لَا يوقنون فَذَكَرَ الْعِلَّةَ الَّتِي عَاقَتْهُمْ عَنِ الْإِيمَانِ وَهُوَ عَدَمُ الْيَقِينِ الَّذِي هُوَ مَوْهِبَةٌ مِنَ اللَّهِ وَلَا يَحْصُلُ إِلَّا بِتَوْفِيقِهِ فَلِهَذَا انْزَعَجَ جُبَيْرٌ حَتَّى كَادَ قَلْبُهُ يَطِيرُ وَمَالَ إِلَى الْإِسْلَامِ«. انظر: «فتح الباري» 8/ 603.