Шейх Салих аль-Фаузан: Сейчас некоторые люди воюют с мазхабами. Это — заблуждение и огромная проблема
16.11.2017 | 11640
«اليوم بعض الناس يحاربون المذاهب»
رد الشيخ صالح الفوزان على دعاة مذهبوفوبيا أصحاب التعصب الضدمذهبي المؤيدين لفوضة اللامذهبية وبيان انحرافهم
Заблуждение насчет оставления мазхабов и следования доводам
Чтец: Спрашивающий говорит: «Уважаемый шейх, да поддержит вас Аллах, стало заметно, что некоторые из выражающих свою причастность к исламскому знанию, особенно малые из требующих знание, пренебрежительно относятся к значению ответвлений фикха в книгах мазхабов. Заявляя, что на них нет довода, и принижая значение иджтихадов имамов. Не могли бы вы сделать наставление насчет этого и насчет почтительного отношения к мнениям имамов мазхабов, и насчет важности следования мазхабам? Потому что появились в это время те, которые принижают значение мазхабов, очерняют их и говорят: «Я избавляюсь от мазхаба и беру (постановления) прямо из Корана и сунны«.
Шейх: Это заблуждение. Мы уже говорили это и разъяснили. Мы сказали, что в ком собрались условия иджтихада, тот делает иджтихад, и не разрешено ему делать таклид. Однако, такое (степень иджтихада) — редкость в это время или вообще отсутствует.
Потому что чем позднее временной период, тем меньше знаний. Как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах не забирает это (исламское) знание, вынимая его из сердец у людей, а забирает его, забирая ученых. И когда не останется ученых, возьмут люди главами для себя невежд, а те станут давать фатвы без знания. Заблудятся сами и заблудят других». Чем позднее временной период, тем меньше знаний. И также пришло (в сунне), что в последние времена станет мало знатоков положений религии (факыхи) и много чтецов. Станет много чтецов, у которых нет фикха (знания и понимания положений религии).
Таким образом воздержание от книг фикха — это ошибка. Книги фикха — это богатство этой общины. Великое богатство. Это не значит, что мы возьмем все, что в них. Мы исследуем, исследуем. Кто способен исследовать, тот исследует и держится того, что видит более весомым согласно доводам.
Мы говорили вам, что люди делятся на три вида.
Или абсолютный муджтахид, или муджтахид мазхаба…
Четыре вида:
Или абсолютный муджтахид.
Или муджтахид мазхаба, который выбирает более сильные мнения.
Или мукаллид (знающий мазхаб и следующий ему).
Или ‘аммий (простой мусульманин).
Четыре вида.
И этот фикх — огромное богатство в руках ученых, они пользуются им для понимания Корана и сунны. Они берут из слов имамов то, что соответствует доводам, и оставляют то, что не соответствует.
А что касается воздержания от него (этого богатства) и осуществления иджтихада заново, то где тот, который способен делать иджтихад заново? Нет ни одного! Значит это заблуждение! Мы прибегаем к Аллаху от этого.
О ты! Тот, который говорит: «Я буду делать иджтихад и следовать доводам», — ты что ли подобен четырем имамам? Подобен имаму Ахмаду, имаму Малику?.. О если бы! О если бы такое было в действительности. Однако, ты не подобен даже мукаллиду самого низкого уровня! Нет у тебя ничего, что выросло бы (на основе знаний). Поэтому не губи себя и не губи других. Бойся Аллаха!
Таклид разрешен при необходимости. Всевышний сказал: «Спросите же обладателей знания, если вы не знаете». — Это (довод на) таклид! При необходимости. При необходимости обязателен (уаджиб) таклид. А при способности делать иджтихад запрещен таклид. А при необходимости обязателен таклид. Таклид не запрещен полностью и не разрешен полностью. Здесь есть свои подробности.
И что касается фикха, то мы не говорим «бери все, что в нем есть». Мы говорим: (ученые уже) исследовали на что из него указывают доводы, потому что они лучше тебя знают о том, что касается приложения доводов, лучше тебя знают о том, как извлекаются положения. А что касается тебя, то у тебя нет ничего (из нужных для этого знаний). Тебе нужно только лишь опираться на их мнения. Опираться на слова правоведов. И смотри на доводы, если у тебя есть способность определять более сильные мнения (согласно градации шейха на это способен муджтахид мазхаба). А если ты не способен на это, то прими их слова и все. Даже если ты не узнал довод. Потому что это и есть необходимость. Это необходимость. Это нужно понять в обязательном порядке.
Сейчас (некоторые) люди воюют с мазхабами. К чему же будут обращаться люди? Они заблудятся! Один написал книгу «Ислам без мазхабов». Ислам без мазхабов… (Что за) «ислам без мазхабов»? К чему же будут обращаться люди? Будут обращаться к невеждам. Это огромная проблема.