Как понимать хадис: «Нет итикафа, кроме как в трех мечетях»? Шейх Мухаммад ибн Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыты

3 месяца назад | 412

معنى حديث «لا اعتكاف إلا في المساجد الثلاثة». الشيخ محمد بن محمد المختار الشنقيطي

Содержание ролика:

Вопрос: «Действительно ли слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет итикафа (затворничества), кроме как в трех мечетях», — конкретизируют обобщенный довод, который содержится в словах Всевышнего Аллаха: «… Когда вы затворились в мечетях» (Корова, 187), — и не разрешен итикаф, кроме как в этих трех мечетях (Запретная в Мекке, Пророческая в Медине, аль-Акса в Иерусалиме)? Да вознаградит вас Аллах».

Шейх: К хадису «нет итикафа, кроме как в трех мечетях» у ученых два подхода. Они говорят, что это отрицание в слове «нет» является отрицанием определенного шариатского смысла. А отрицание, которое относится к шариатскому смыслу, как мы узнали из Корана и сунны, может быть двух видов.
Первый: когда под ним подразумевается отрицание полноценности.
Второй: когда под ним подразумевается отрицание действительности.

Примером отрицания шариатского смысла, которое служит отрицанием полноценности, являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет веры (имана) у того, кто не хранит доверенное». Приверженцы сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уаль-джамаа) на том, что это отрицание (веры) является отрицанием полноценности. И не имеется ввиду полное отрицание веры, в отличие от того, что говорят хариджиты. Ахлю ас-сунна говорят: здесь подразумевается отрицание только полноценности веры, поскольку есть другие достоверные тексты о том, что вера не становится недействительной из-за того, что стала меньше, чем полноценная.

Слова «нет веры» являются отрицанием веры. Вера — шариатский смысл. Отрицание коснулось шариатского смысла, то есть «веры», и было понято как отрицание полноценности, поскольку пришли другие тексты, которые указывают на то, что подразумевается полноценность.

Также отрицание шариатского смысла может означать отрицание действительности. Как в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах не примет молитву того из вас, кто осквернится, пока он не совершит малое омовение (вуду)». — Это отрицание действительности и принятия в самой основе. И не выносится решение о действительности поклонения или того, что оно засчитано — речь идет о намазе — если оно совершено не в состоянии чистоты. Поскольку это отрицание отнесено к принятию и означает отрицание действительности.

Исходя из этого ученые сказали, что если пришел текст, в котором содержится отрицание шариатского смысла, то мы смотрим: если тексты в общем подтверждают действительность, то мы остается на этом. Как со словами Всевышнего: «И не приближайтесь к ним (женщинам), когда вы затворились (делаете итикаф) в мечетях». (Корова, 187) — Они указывают на свободу в совершении итикафа во всех мечетях. И (потому) отрицание (итикафа, кроме как в трех мечетях) уходит со своего внешнего значения — отрицания действительности, и понимается в значении отрицания полноценности.

Затем, в самом хадисе есть то, что указывает на отрицание полноценности. «Нет итикафа» — полноценного — «кроме как в трех мечетях». Ведь у этих трех мечетей такие достоинства, которых нет у других. В Запретной мечети молитва (намаз) равна 100 000 молитв в других, и там же благодать тауафа вокруг Дома Аллаха (Каабы). Что касается Мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха, то молитва в ней равна 1 000 молитв в других. И что касается мечети аль-Акса, то молитва в ней равна 500 молитвам в других.

Словно бы с совершающим итикаф в этих трех мечетях не может сравнится кто-либо другой, как много бы он ни поклонялся (в других мечетях). Поскольку (в этих трех мечетях) он получит ту благодать, которая есть только в этих трех мечетях.

В основах права есть правило: если у хадиса возможны два значения, одно из которых противоречит другим текстам, а другое не противоречит, и наиболее ощутимый смысл текста соответствует одному из значений, то обязательно понимать его в соответствии с ним. И поскольку у этих (трех) мечетей есть отличительная особенность и благодать, то это служит доказательством того, что слова «нет итикафа» означают «нет полноценного итикафа». Из-за отличительной особенности этих мечетей и указания шариата на наличие у них особой благодати.

Таким образом, сильным становится (мнение) об отнесении хадиса к полноценному итикафу. Это мнение подавляющего большинства праведных предшественников, да помилует их Аллах. В соответствии с этим мнением дали фатву четыре имама — что разрешено делать итикаф (затворничество) не только в трех мечетях.

А Муджахид ибн Джабр, да помилует его Аллах, один из имамов праведных предшественников, ученик Ибн Аббаса, да помилует его Аллах, склонился к мнению, что недействителен итикаф, который совершается не в одной из трех мечетей. Это мнение также выбрали некоторые поздние из ученых. У этого мнения есть своя основа во внешнем смысле хадиса. И кто придерживается его, тот не совершает итикаф нигде, кроме этих трех мечетей.

Но очевидно и более сильно то, что можно совершать итикаф не только в этих трех мечетях. И что благодати трех мечетей и преуспеяния того, кто совершает в них итикаф, не заполучить другому (в другой мечети), из-за того, что пришло в хадисах о великих исключительных особенностях этих мечетей, как это не скрыто.

И Всевышний Аллах лучше знает.

التفريغ:

السؤال: هل قول النبي صلى الله عليه وسلم: (لا اعتكاف إلا في المساجد الثلاثة) يخصص الدليل العام في قوله تعالى: وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ [البقرة:187] فلا يجوز الاعتكاف إلا في هذه الثلاثة أثابكم الله؟

الجواب: (لا اعتكاف إلا في المساجد الثلاثة) للعلماء فيه وجهان:

يقولون: هذا نفي بـ(لا نافية) وهو نفي لحقيقة شرعية، والنفي المسلط على الحقيقة الشرعية عهدنا من الكتاب والسنة أنه يأتي على صورتين:

الصورة الأولى: أن يقصد به نفي الكمال.

والصورة الثاني: أن يقصد به نفي الصحة.

أما مثال النفي المسلط على الحقيقة الشرعية لنفي الكمال: قوله عليه الصلاة والسلام: (لا إيمان لمن لا أمانة له) فأهل السنة والجماعة على أن هذا النفي نفي لكمال الإيمان، وليس المراد به نفي الإيمان كلية كما يقول الخوارج، وإنما قالوا: إنما هو نفي لكمال الإيمان؛ لثبوت النصوص الأخرى التي تدل على أن الإيمان لا يحبط بنقصانه عن الكمال.

فقوله: (لا إيمان) نفي للإيمان، والإيمان حقيقة شرعية، فتسلط النفي على الحقيقة الشرعية وهي الإيمان، فحمل على الكمال لورود النصوص الأخرى التي تدل على أنه مراد للكمال.

كذلك أيضاً: تنفي الحقيقة الشرعية للصحة، كقوله عليه الصلاة والسلام: (لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ) فإن هذا نفي لصحة القبول من أساسه، فلا يحكم بصحة العبادة ولا بإجزائها -أعني الصلاة- إذا وقعت من غير طهارة؛ لأن النفي هنا مسلط على القبول المراد به نفي الصحة.

وعلى هذا قالوا: إذا ورد النص بنفي حقيقة شرعية نظرنا: فإن دلت النصوص على العموم بالصحة بقينا على ذلك، كقوله تعالى: وَلا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ [البقرة:187] فهذا يدل على إطلاق الاعتكاف في جميع المساجد، فصرف النفي عن ظاهره من إفادته لعدم صحة الاعتكاف إلى نفي الكمال.

ثم في الحديث ما يدل على نفي الكمال: (لا اعتكاف -كامل- إلا في المساجد الثلاثة) لأن هذه الثلاثة المساجد فيها فضائل لا توجد في غيرها، فالمسجد الحرام الصلاة فيه بمائة ألف صلاة، مع فضيلة الطواف بالبيت، وأما مسجد النبي صلى الله عليه وسلم فالصلاة فيه بألف صلاة، وأما المسجد الأقصى ففيه الصلاة بخمسمائة صلاة.

فكأن المعتكف في هذه المساجد الثلاثة لا يمكن أن يوازيه غيره ولو بلغ ما بلغ من كثرة الطاعات؛ لأنه يحصل على فضائل اختصت بها هذه المساجد الثلاثة.

والقاعدة في الأصول: (أنه إذا تردد الحديث بين معنيين: معنى يعارض به النصوص، ومعنى لا يعارض به النصوص، وأشعر معنى النص بأحد المعنيين وجب صرفه عليه) فلما كان في هذه المساجد مزية وفضل دل على أن قوله: (لا اعتكاف) أي: لا اعتكاف كامل؛ لمزية هذه المساجد ودلالة الشرع على وجود خصوصيتها بالفضائل.

فقوي حمل الحديث على اعتكاف كامل، وهذا قول جماهير السلف رحمة الله عليهم، وبه أفتى الأئمة الأربعة، وهو أنه يجوز أن يعتكف في غير المساجد الثلاثة.

وذهب مجاهد بن جبر رحمه الله -من أئمة السلف، وهو تلميذ ابن عباس رحمه الله- إلى القول بأن الاعتكاف لا يصح في غير المساجد الثلاثة، واختاره بعض المتأخرين من العلماء، وهذا قول له وجهه من ظاهر الحديث، فمن أخذ به فإنه لا يعتكف في غير هذه المساجد الثلاثة، ولكن الظاهر والأقوى: أنه يعتكف في غير هذه المساجد الثلاثة، وأن الفضيلة للمساجد الثلاثة ومن اعتكف فيها، فإن غيره لا يحصل فضله؛ لعظيم ما ورد فيها من الخصائص كما لا يخفى، والله تعالى أعلم.

من «شرح زاد المستقنع»، باب الاعتكاف [1]

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...