Время выплаты закята аль-фитр. Мнения кратко
12.07.2022 | 20395
У закята аль-фитр выделяют пять времен.
1. Когда наступает обязанность его выплачивать.
〉 Ханафиты и многие маликиты считают, что закят аль-фитр становится обязательным с наступлением времени фаджра в день праздника — 1 шавваля.
〉 Шафииты, ханбалиты и многие маликиты считают, что закят аль-фитр становится обязательным с заходом солнца в последний день рамадана.
2. Когда можно выплатить его заранее.
〉 Ханафиты считают, что поскольку это закят, то его, как и другие виды закята, можно выплатить заранее в любое время. Будь то время рамадана или до рамадана.
〉 Шафииты считают, что его можно выплатить заранее в любое время рамадана, поскольку обязанность его выплаты связана с этим месяцем и постом в целом, как сказано в хадисе у аль-Бухари и Муслима: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил людям закят аль-фитр от рамадана в виде са’ фиников…»
В другом хадисе: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил закят аль-фитр в качестве очищения для постящегося…» — Ан-Навави признал хадис хорошим, Ибн аль-Муляккын — достоверным.
〉 Маликиты и ханбалиты считают, что его можно выплатить заранее в течение двух дней до праздника. То есть начиная с ночи на 29 рамадана, потому что от некоторых сподвижников передается, что они поступали таким образом.
3. Когда выплачивать его лучше всего.
Ибн аль-Хаджиб аль-Малики передает единогласие, что желательно выплатить его утром в день праздника до начала праздничной молитвы.
Так большинство ученых поняли следующие хадисы:
- «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел исполнить обязанность по закату аль-фитр до выхода людей на молитву». Передали аль-Бухари и Муслим.
- «Кто исполнит обязанность по закяту аль-фитр до молитвы, то с его стороны это будет заслуживающее принятия очищение (закят), а кто исполнит обязанность по закяту аль-фитр после молитвы, то с его стороны это будет пожертвование (садака) в ряду пожертвований». Ан-Навави признал хадис хорошим, Ибн аль-Муляккын — достоверным.
К слову, садака (пожертвование) — одно из названий закята и закята аль-фитр. В аяте о закяте говорится: «Садака положена лишь нищим, нуждающимся, сборщикам…» — и т.д.
И говорят: садака аль-фитр. Поэтому подавляющее большинство ученых, опираясь на второй хадис, говорит, что в обоих случаях — будь выплата до молитвы или после — обязанность по закяту аль-фитр будет исполнена, но во втором варианте положение выплаты не столь почетное.
4. Выплата закята аль-фитр после праздничной молитвы
〉 У ханафитов разрешено выплачивать закят аль-фитр в любое время и в любой день после праздничной молитвы.
〉 У маликитов и шафиитов разрешено выплачивать закят аль-фитр от конца праздничной молитвы до захода солнца в праздничный день.
〉 У ханбалитов нежелательно (макрух) затягивать его выплату на время от окончания праздничной молитвы до конца праздничного дня.
〉 Здесь стоит упомянуть известное мнение Ибн Таймии о том, что закят аль-фитр разрешено выплачивать только до праздничной молитвы. Это мнение стало популярным в последние десятилетия, но оно очень редкое среди ученых на протяжении веков.
До Ибн Таймии так высказывались представители захиритского мазхаба. Потому что в процитированном ранее хадисе закят аль-фитр велено выплачивать до молитвы, и потому что в другом хадисе выплата до молитвы названа заслуживающим принятия закятом, а после молитвы она приравнивается к ряду садака.
5. Возмещение закята аль-фитр, когда не выплатил его в отведенное время.
Большинство ученых считают возмещение (када) обязательным.
У маликитов, шафиитов и ханбалитов возмещать обязан тот, кто не выплатил закят аль-фитр до захода солнца в день праздника.
У захиритов возмещать обязан тот, кто не выплатил закят аль-фитр до праздничной молитвы. Это мнение Абдуррахман ибн Касим отнес также к Ибн Таймии.
У ханафитов возмещения закята аль-фитра нет. Насколько бы его выплата ни затянулась, она останется исполнением отложенной обязанности, а не возмещением.
Таким образом, если кто-то не успел выплатить закят аль-фитр до праздничной молитвы (из тех, кто обязан его выплачивать), то по мнению большинства ученых у него есть время как минимум до вечерней молитвы (магриб) того же дня. Это все еще будет закятом аль-фитр и греха за упущение все еще не будет.