О возврате товара, у которого обнаружен изъян
07.06.2017 | 2382
خيار العيب
Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали в «аль-Мугни» (4/238): «Когда человек узнал, что у товара есть изъян, о котором он не знал ранее, то он имеет право выбора между тем, чтобы оставить товар у себя или же расторгнуть сделку. Независимо от того, продавец знал и скрыл этот недостаток, или не знал о нем. И мы не знаем какого-либо разногласия в этом среди обладателей знания».
قال الإمام ابن قدامة المقدسي الحنبلي: «متى علم بالمبيع عيبا , لم يكن عالما به , فله الخيار بين الإمساك والفسخ , سواء كان البائع علم العيب وكتمه , أو لم يعلم . لا نعلم بين أهل العلم في هذا خلافا».
انظر: «المغني» 4/238.
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’ аль-фатауа» (28/104): «Утвердил Законодатель выбор для того, кто не знал об изъяне или сокрытии изъяна. Ведь основа в торговле — действительность, и что сокрытое (в товаре) таково же, как и очевидное в нем. И когда человек купил товар, то его довольство (товаром) можно узнать только так (по его довольству очевидным в товаре). И когда стало ясно, что в товаре есть обман или изъян, то получается, словно товар описан определенными качествами, но подтвердились у него обратные качества, которыми покупатель может быть доволен, а может быть и не доволен. И если доволен (то все нормально), а если не доволен то его право расторгнуть торговую сделку».
قال شيخ الإسلام ابن تيمية الحراني: «ولهذا أثبت الشارع الخيار لمن لم يعلم بالعيب أو التدليس ؛ فإن الأصل في البيع الصحة وأن يكون الباطن كالظاهر . فإذا اشترى على ذلك فما عرف رضاه إلا بذلك فإذاتبين أن في السلعة غشا أو عيبا فهو كما لو وصفها بصفة وتبينت بخلافها فقد يرضى وقد لا يرضى فإن رضي وإلا فسخ البيع».
انظر: «مجموع الفتاوى» 28/104.