Подстригание волос и ногтей, если вознамерился осуществить жертвоприношение
09.08.2019 | 9923
Из года в год в первых числах месяца зуль-хидджа поднимается вопрос о подстригании волос и ногтей тем, кто имеет намерение совершить жертвоприношение на праздник Ид аль-адха (Курбан Байрам / Курбан Айт). И заметно то обстоятельство, что одним мусульманам не известно, что этот вопрос вообще рассматривался учеными, а другим известно лишь одно мнение по этому вопросу, которое они привыкли считать единственно возможным, даже не задумываясь над тем, откуда оно пришло.
Но ученые давным давно рассмотрели этот вопрос и разошлись в его понимании. И кто склонен следовать за учеными-ханафитами или живет в местности, где принято следовать ханафитскому мазхабу, тому будет полезно узнать мнение ученых-ханафитов. Кто привык следовать за учеными-шафиитами или живет в местности, где принято следовать шафиитскому мазхабу, тому будет полезно узнать мнение ученых-шафиитов. Кому оказались ближе ученые ханбалитского мазхаба, тому полезно будет узнать их мнение, и что оно не появилось в наше время среди ученых какой-либо определенной страны, а имеет более чем тысячелетние непрерывные корни внутри мазхаба. И кому интересен фикх маликитского мазхаба, тому будет полезно расширить кругозор знанием взглядов ученых этой школы по затронутому вопросу.
Основные доводы
Основа фикха в этом вопросе держится на понимании двух внешне противоречивых хадисов.
Первый: передается от Умм Салямы, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-то есть жертвенное животное, которое он желает принести в жертву, и начались десять дней (месяца зуль-хидджа), то пусть не убирает волосы и не стрижет ногти».
И в другой версии: «Если начались десять дней, и кто-то из вас желает сделать жертвоприношение, то пусть не трогает ничего из своих волос и кожи».
Еще в одной: «Если вы увидели новолуние зуль-хидджа, и кто-то из вас хочет сделать жертвоприношение, то пусть воздержится от своих волос и ногтей».
Хадис передал Муслим в «Сахихе», №1977.
عن أُمِّ سَلَمَةَ أَنَّ النبي (صلى الله عليه وسلم) قال: « «إذا دخل العشر وعنده أضحية يريد أن يضحي، فلا يأخذن شعرا، ولا يقلمن ظفرا». وفي لفظ: «إذا دخلت العشر، وأراد أحدكم أن يضحي، فلا يمس من شعره وبشره شيئا». وفي لفظ: «إذا رأيتم هلال ذي الحجة، وأراد أحدكم أن يضحي، فليمسك عن شعره وأظفاره» . أخرجه الإمام مسلم في صحيحه [1977].
Второй: передано от Аиши, что она сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлял жертвенных животных для хаджа из Медины, а я делала повязки для животных, которых он отправлял в хадж. После этого он не отстранялся ни от чего из того, от чего отстраняется находящийся в состоянии ихрама». Хадис передали аль-Бухари (1698) и Муслим (1321).
И в другой версии — также у аль-Бухари и Муслима — сказано, что Зияд ибн Аби Суфьян написал Аише, что Абдуллах ибн Аббас говорит: «Кто отправляет животных для жертвоприношения в хадже, тому запрещается то же, что запрещается совершающему хадж, пока его животные не будут зарезаны». Ответ Аиши был не таким, как ответ Ибн Аббаса: «Я своими руками делала повязки для животных, которых посланник Аллаха отправлял для жертвоприношения в хадж, затем он своими руками надел на них эти повязки, затем отправил животных вместе с Убейем, и не было для посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещено ничего из того, что разрешил ему Аллах, до того, как были зарезаны отправленные в хадж животные».
وعن عَائِشَةَ رضي الله عنها، قالت: «كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يهدي من المدينة، فأفتل قلائد هديه، ثم لا يجتنب شيئا مما يجتنبه المحرم» [البخاري [1698] ومسلم [1321] ]. وفي أحد ألفاظه عندهما: عن عَمْرَةَ بنت عبد الرحمن: « أن زياد بن أبي سفيان كتب إلى عائشة رضي الله عنها إن عبد الله بن عباس رضي الله عنهما قال: من أهدى هديا حرم عليه ما يحرم على الحاج حتى ينحر هديه، قالت عمرة: فقالت عائشة رضي الله عنها: ليس كما قال ابن عباس، «أنا فتلت قلائد هدي رسول الله صلى الله عليه وسلم بيدي، ثم قلدها رسول الله صلى الله عليه وسلم بيديه، ثم بعث بها مع أبي، فلم يحرم على رسول الله صلى الله عليه وسلم شيء أحله الله له حتى نحر الهدي» .
Причины разногласия
Первая и основная причина, из-за которой сложилось разногласие ученых в этом вопросе, и образовалось несколько мнений — прямое противоречие внешнего смысла двух достоверных хадисов. Согласно первому хадису желающему совершить жертвоприношение запрещено укорачивать волосы и ногти, подобно тому, как это запрещено находящемуся в ихраме для хаджа или умры. А согласно второму хадису тому, кто желает совершить жертвоприношение, не запрещено ничего из того, что становится запретным из-за вхождения в состояние ихрама.
Кроме того к хадису с запретом есть следующие замечания:
- Он слабее хадиса, в котором сказано о разрешенности.
С одной стороны хадис с запретом передал только имам Муслим, а хадис о разрешенности — аль-Бухари и Муслим.
С другой стороны существует разногласие: это слова пророка, мир ему и благословение Аллаха — как передал имам Муслим — или слова Умм Салямы. Имам ад-Даракутни считал, что это ее слова. Подобное понимание передается и от имама Малика.
Также имам Ибн Абдульбарр передал, что большинство обладателей знания считают этот хадис Умм Салямы слабым. Хотя в том наследии первых имамов, которое дошло до нас, большинство имамов хадисоведенья высказывалось о его достоверности от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Среди них такие как Ахмад ибн Ханбаль, Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Абу Бакр аль-Байхакы, Абу Масуд ад-Димашкы и др. - Его смысл противоречит нескольким основам в фикхе того раздела, к которому он относится:
— Кто не находится в состоянии ихрама, к тому не относятся положения, касающиеся находящегося в ихраме. А среди того, что запрещено находящемуся в ихраме — удаление чего-либо из волос и ногтей.
— Жертвоприношение не является исключительным правом находящегося в ихраме, оно разрешено для всех, т.е. и для тех, на кого не распространяются ограничения ихрама.
— Кто желает войти в состояние ихрама после начала месяца зуль-хидджа, тому желательно перед этим очиститься и привести себя в порядок, в том числе удалить волосы из срамных мест, подмышек, подстричь ногти и укоротить усы, если они стали длинными. Выходит, что дело, желательное в хадже, становится запрещенным из-за дела, которое не связано с хаджем.
— Перед праздничным намазом желательно очиститься и привести себя в порядок, в том числе удалить волосы из срамных мест, подмышек, подстричь ногти и укоротить усы, если они стали длинными. При запрете так поступать из-за жертвоприношения мусульманам не получится привести себя в порядок перед праздничным намазом.
— Жертвоприношение — желательное дело у большинства ученых. Получается, что желание совершить добровольное желательное дело становится причиной возложения ответственности за обязательное дело, которое не является ни условием, ни столпом, ни обязательной частью желательного. Такие последствия не характерны для шариатских установлений в целом.
— Желающему совершить жертвоприношение разрешено то, что гораздо тяжелее в последствиях для находящегося в ихраме, и это — половой акт. А если разрешено то, что имеет более тяжелые последствия, то тем более ожидается, что будет разрешено то, последствия чего для находящегося в ихраме не так страшны.
По этим и другим причинам сложилось четыре мнения по данному вопросу. Одно из них — мнение Ибн Аббаса из хадиса Аиши — осталось без поддержки и наследников. А три остальных закрепились в многовековой практике исламских ученых.
Мнения и подходы ученых
Ханафитская школа и имам Малик
Кто счел хадис с запретом неприемлемым и предположительно ошибочным из-за его прямого противоречия более достоверному хадису с разрешением и противоречия основам его раздела фикха, тот высказался о том, что подстригать волосы и ногти разрешено. Таково мнение имамов ханафитского мазхаба, а также имама Малика.
Хафиз Ибн Абдульбарр аль-Малики писал о хадисе Умм Салямы с запретом: «Малик не передавал этот хадис своим соратникам, потому что он не принимал содержащийся в нем запрет (ман’у) стричь волосы и подстригать ногти для того, кто желает осуществить жертвоприношение. Он не принял этот хадис из-за хадиса Аиши (с разрешением)…
… Имран ибн Анас рассказывал: «Я спросил Малика об этом хадисе Умм Салямы, и он мне ответил: «Он не из моих хадисов». Я сказал тем, кто находился в его обществе: «Этот хадис от него передавал Шу’ба, рассказывал его от него (от Малика), как же он говорит: «Он не из моих хадисов?»» Они ответили: «Если он не опирается на хадис, то говорит про него: «Он не из моих хадисов»»».
См. «ат-Тамхид» 23/194.
قال الحافظ ابن عبد البر المالكي: «وَكَانَ مَالِكٌ لَا يُحَدِّثُ بِهِ أَصْحَابَهُ لِأَنَّهُ كَانَ لَا يَأْخُذُ بِمَا فِيهِ مِنْ مَعْنَى الْمَنْعَ مِنْ حَلْقِ الشَّعْرِ وَقَطْعِ الظُّفْرِ لِمَنْ أَرَادَ الضَّحِيَّةَ وَإِنَّمَا لَمْ يَأْخُذْ بِهِ لِحَدِيثِ عائشة …
… وَذَكَرَ عمران بن أنس قال سألت مالكا عَنْ حَدِيثِ أُمِّ سَلَمَةَ هَذَا فَقَالَ لَيْسَ مِنْ حَدِيثِي قَالَ فَقُلْتُ لِجُلَسَائِهِ قَدْ رَوَاهُ عَنْهُ شُعْبَةُ وَحَدَّثَ بِهِ عَنْهُ وَهُوَ يَقُولُ لَيْسَ مِنْ حَدِيثِي فَقَالُوا إِنَّهُ إِذَا لَمْ يَأْخُذْ بِالْحَدِيثِ قَالَ فِيهِ لَيْسَ مِنْ حَدِيثِي».
انظر: «التمهيد» 23/ 194.
Имам Абу Джафар ат-Тахави аль-Ханафи сначала привел хадис Джабира, в котором сказано о том, что отправившему животных для жертвоприношения в хадже нужно соблюдать то же условие к одежде, которое распространяется на находящихся в хадже. Затем привел хадис Аиши о том, что на отправившем животных для жертвоприношения в хадже не лежит никаких обязанностей из тех, которые возлагаются на находящегося в ихраме. Затем высказался насчет этих хадисов и завершил свою речь словами:
«То, что мы упомянули, подтверждает верность мнения тех, кто склонился к хадису Аиши, да будет доволен ею Аллах, и негодность мнения тех, кто противоречит этому, опираясь на хадис Джабира ибн Абдуллаха. И таково мнение Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада (аш-Шайбани), да помилует их Всевышний Аллах».
См. «Шарх ма’ани аль-асар» 2/266.
قال الإمام أبو جعفر الطحاوي الحنفي: «فَثَبَتَ بِمَا ذَكَرْنَا , صِحَّةُ قَوْلِ مَنْ ذَهَبَ إِلَى حَدِيثِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا , وَفَسَادُ قَوْلِ مَنْ خَالَفَ ذَلِكَ إِلَى حَدِيثِ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ. وَهَذَا قَوْلُ أَبِي حَنِيفَةَ , وَأَبِي يُوسُفَ , وَمُحَمَّدٍ , رَحِمَهُمُ اللهُ تَعَالَى».
انظر: «شرح معاني الآثار» 2/ 266.
Насчет хадиса Умм Салямы имам ат-Тахави поддержал мнение тех, кто считает его словами Умм Салямы, а не хадисом пророка, мир ему и благословение Аллаха. Затем имам подтвердил, что имамы Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани не считают, что есть какой-либо запрет насчет стрижки волос и подстригания ногтей. См. «Шарх ма’ани аль-асар» 4/182.
Это мнение также передается от группы табиинов. Передал имам ат-Тахави со своими иснадами от Язида ибн Абдуллаха ибн Кусайта «что Ата ибн Ясар, Абу Бакр ибн Абдуррахман ибн аль-Харис ибн Хишам и Абу Бакр ибн Сулейман не видели проблемы в том, чтобы кто-либо удалил что-то из своих волос или подстриг ногти в первые десять дней зуль-хиджа».
См. «Шарх ма’ани аль-асар» 4/182.
وروى الإمام الطحاوي بأسانيده عَنْ يَزِيدَ بْنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ قُسَيْطٍ، أَنَّ عَطَاءَ بْنَ يَسَارٍ، وَأَبَا بَكْرِ بْنَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ هِشَامٍ , وَأَبَا بَكْرِ بْنَ سُلَيْمَانَ , كَانُوا لَا يَرَوْنَ بَأْسًا أَنْ يَأْخُذَ الرَّجُلُ مِنْ شَعْرِهِ وَيُقَلِّمَ أَظْفَارَهُ فِي عَشْرِ ذِي الْحِجَّةِ.
انظر: «شرح معاني الآثار» 4/ 182.
Шафиитская школа и решающее мнение в маликитском мазхабе
Ученые-шафииты и большинство маликитов приняли хадис Умм Салямы в качестве действительного довода и совместили его с хадисом Аиши таким образом, что извлекли из приказа не стричь нежелательность (макрух) стрижки. Ведь известно, и уже рассматривалось, что запрет (нахью) в шариатских текстах не всегда дает запрещенность (харам). И достаточно наличия косвенных причин и обстоятельств, чтобы степень возлагаемой ответственности в получаемом из доводов правовом положении (хукм) снижалась. А в данном случае таких обстоятельств много, и при понимании из запрета в хадисе нежелательности (макрух) решаются многие спорные моменты.
Имам ан-Навави аш-Шафии пишет: «Наши соратники (ученые-шафииты) сказали, что если кто-то желает осуществить жертвоприношение, и начались первые десять дней зуль-хиджа, то ему нежелательно (макрух) подстригать что-либо из ногтей, или брить что-либо из волос головы, лица и остального тела, пока он не совершит жертвоприношение согласно хадису Умм Салямы. И это мнение является мазхабом, то есть что так поступать — порицаемо в нежелательной степени (макрух танзихан)».
См. «аль-Маджму'» 8/391.
قال الإمام النووي الشافعي: «فَقَالَ أَصْحَابُنَا مَنْ أَرَادَ التَّضْحِيَةَ فَدَخَلَ عَلَيْهِ عَشْرُ ذِي الْحِجَّةِ كُرِهَ أَنْ يُقَلِّمَ شَيْئًا مِنْ أَظْفَارِهِ وَأَنْ يَحْلِقَ شَيْئًا مِنْ شَعْرِ رَأْسِهِ وَوَجْهِهِ أَوْ بَدَنِهِ حَتَّى يُضَحِّيَ لِحَدِيثِ أُمِّ سَلَمَةَ هَذَا هُوَ الْمَذْهَبُ أَنَّهُ مَكْرُوهٌ كَرَاهَةَ تَنْزِيهٍ».
انظر: «المجموع» 8/ 391.
Пишет имам аль-Хаттаб ар-Руайни аль-Малики: «И (желательно) оставлять бритье, а также подстригание ногтей при наступлении первых десяти дней зуль-хидджа. Наш довод на желательность — хадис Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, о том что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то хочет сделать жертвоприношение, и увидит новолуние зуль-хиджа, то пусть не убирает ничего из своих волос и ногтей, пока не осуществит жертвоприношение». Его передали Муслим, ат-Тирмизи и Абу Дауд. Этот хадис — хороший-достоверный. В хадисе содержится запрет (нахью), а если из лексического запрета не вытекает шариатское положение запрета (харам), то его нужно понимать как нежелательность (макрух). Так сказал (имам Халиль) в «ат-Таудых»».
См. «Мауахиб аль-Джалиль» 3/244.
قال الإمام الحطاب الرعيني المالكي: «(وَتَرْكُ حَلْقٍ وَقَلْمٍ لِمُضِيِّ عَشْرِ ذِي الْحِجَّةِ) وَدَلِيلُنَا عَلَى الِاسْتِحْبَابِ حَدِيثُ أُمِّ سَلَمَةَ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا — أَنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَالَ «مَنْ رَأَى هِلَالَ ذِي الْحِجَّةِ، فَأَرَادَ أَنْ يُضَحِّيَ فَلَا يَأْخُذْ مِنْ شَعْرِهِ، وَلَا مِنْ أَظْفَارِهِ حَتَّى يُضَحِّيَ» رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالتِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُد، وَهُوَ حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، وَهَذَا نَهْيٌ وَالنَّهْيُ إذَا لَمْ يَقْتَضِ التَّحْرِيمَ حُمِلَ عَلَى الْكَرَاهَةِ قَالَهُ فِي التَّوْضِيحِ».
انظر: «مواهب الجليل» 3/ 244.
Стоит заметить, что это один из тех примеров, когда муджтахиды мазхаба, самостоятельно анализируя доказательства, пошли в противоречие мнению имама мазхаба, и по этой причине мнение самого мазхаба изменилось. Есть и другие подобные примеры, часть которых рассматривалась в статье «А что если имам мазхаба все же не учел какой-то довод или высказал более слабое мнение согласно правилам своего мазхаба?». Эти примеры наглядно демонстрируют ложность обвинений некоторых современных пропагандистов анархии в фикхе: якобы имамы мазхабов не знали доводов и потому ошибались, а другие ученые просто слепо следовали за ними. В данном случае и имам мазхаба прекрасно знал указанный довод, и муджтахиды его мазхаба заново исследовали вопрос и массово склонились к иному мнению, исправив тем самым мнение мазхаба так, что оно на их взгляд стало «соответствовать сунне».
Мнение ученых-ханбалитов
Имам Ахмад ибн Ханбаль счел хадис Умм Салямы пригодным в качестве шариатского доказательства, и потому от него передается запрет стричь волосы и ногти. Большинство ученых-ханбалитов склонилось к тому, что слова имама указывают на постановление о запрещенности (харам), и это мнение стало решающим в мазхабе.
Пишет имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: «Сказал (имам Абу аль-Касим аль-Хыракы аль-Ханбали): «Кто желает совершить жертвоприношение, то пусть не убирает ничего из своих волос и кожи, когда начнутся первые десять дней». — Явный смысл этих слов — запрет (харам) подстригания волос. Таково мнение некоторых из наших соратников. И Ибн аль-Мунзир передал его от Ахмада, Исхака и Саида ибн аль-Мусеййиба. А кады (Абу Я’ля) и группа из наших соратников сказали, что это нежелательно (макрух), не запрещено (харам)».
См. «аль-Мугни» 9/436.
قال الإمام ابن قدامة المقدسي الحنبلي: «قَالَ — أي الإمام الخرقي — : (وَمَنْ أَرَادَ أَنْ يُضَحِّيَ، فَدَخَلَ الْعَشْرُ، فَلَا يَأْخُذْ مِنْ شَعْرِهِ وَلَا بَشَرَتِهِ شَيْئًا) ظَاهِرُ هَذَا تَحْرِيمُ قَصِّ الشَّعْرِ. وَهُوَ قَوْلُ بَعْضِ أَصْحَابِنَا. وَحَكَاهُ ابْنُ الْمُنْذِرِ عَنْ أَحْمَدَ وَإِسْحَاقَ وَسَعِيدِ بْنِ الْمُسَيِّبِ. وَقَالَ الْقَاضِي، وَجَمَاعَةٌ مِنْ أَصْحَابِنَا: هُوَ مَكْرُوهٌ، غَيْرُ مُحَرَّمٍ».
انظر: «المغني» 9/ 436.
Пишет имам Аляуддин аль-Мардави аль-Ханбали: «Что касается его (Ибн Кудамы) слов: «Запрещено (харам) ли это? Насчет этого есть два мнения»… — То одно из них: это запрещено (харам). И это мнение является мазхабом. Ему соответствует явный смысл (слов Ахмада ибн Ханбаля) в передаче аль-Асрама и других».
См. «аль-Инсаф» 4/109.
قال الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي: «قَوْلُهُ — أي: (وَهَلْ ذَلِكَ حَرَامٌ؟ عَلَى وَجْهَيْنِ)…
…أَحَدُهُمَا: هُوَ حَرَامٌ. وَهُوَ الْمَذْهَبُ. وَهُوَ ظَاهِرُ رِوَايَةِ الْأَثْرَمِ وَغَيْرِهِ».
انظر: «الإنصاف» 4/ 109.
Что касается того, каким образом объясняется такое решение, то ответ: исходя из основы, что выражения, указывающие на запрет с лексической стороны, в основе указывают на шариатское положение запрета (харам).
А что касается проблем с совмещением внешне противоречивых хадисов, то для их решения есть несколько подходов.
Во-первых, ученые-ханбалиты не связывают этот запрет с положением ихрама.
Пишет шейх Мустафа ар-Рухейбани аль-Ханбали: «Мудрость запрета на подстригание волос, ногтей и кожи для желающего совершить жертвоприношение заключается в том, чтобы прощение и освобождение от огня охватило все его части. Ведь прощение ему приходит с первой каплей крови жертвенного животного. А что касается объяснения со ссылкой на подобие в положении с теми, кто находится в ихраме, то оно несостоятельно. Так как нет ничего порицаемого в том, чтобы желающий совершить жертвоприношение использовал благовония, носил пошитые по форме тела одежды и имел близость с женщиной — единогласно. Так сказал «мунаккых» (т.е. имам аль-Мардави)».
См. «Маталиб ули ан-нуха» 2/479.
قال الشيخ مصطفى الرحيبتني الحنبلي: «الْحِكْمَةُ فِي مَنْعِ أَخْذِ مَنْ يُرِيدُ التَّضْحِيَةَ شَيْئًا مِنْ شَعْرِهِ أَوْ ظُفْرِهِ أَوْ بَشَرَتِهِ، لِتَشْمَلَ الْمَغْفِرَةُ وَالْعِتْقُ مِنْ النَّارِ جَمِيعَ أَجْزَائِهِ، فَإِنَّهُ يُغْفَرُ لَهُ بِأَوَّلِ قَطْرَةٍ مِنْ دَمِهَا، وَتَوْجِيهُهُ بِالتَّشْبِيهِ بِالْمُحْرِمِينَ فَاسِدٌ، لِعَدَمِ كَرَاهَةِ مَسِّهِ الطِّيبَ وَالْمَخِيطَ وَالنِّسَاءَ اتِّفَاقًا. قَالَهُ الْمُنَقِّحُ».
انظر: «مطالب ألي النهى» 2/ 479.
Во-вторых, есть три вида совмещения, поддерживающих данное мнение.
- Хадис Аиши с разрешением относится к тому, кто отправляет жертвенных животных в хадж, а хадис Умм Салямы с запретом относится к тому, кто режет жертвенное животное вне хаджа.
- Хадис Аиши общий, и она в нем описала то, что было заметно в поведении пророка, мир ему и благословение Аллаха: что он не отказывался от близости с женами, не оставлял обычную одежду, не отказывался от благовоний, не переставал носить головной убор. А подстригание ногтей и удаление волос она могла не иметь в виду, ведь за этим трудно уследить. И хадис Умм Салямы, в котором пришел запрет, конкретизирует то разрешение, что содержится в хадисе Аиши. Таким образом, желающему совершить жертвоприношение разрешено все, что разрешено находящемуся в ихраме, кроме подстригания волос и ногтей.
- Хадис Аиши может указывать на исключительное право пророка, мир ему и благословение Аллаха, а хадис Умм Салямы указывает на обязанность всей остальной общины.
Писал шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали: «Насчет этого хадиса (Аиши) был дан ответ, что он относится к отправке жертвенных животных в хадж, а не к жертвоприношению вне хаджа. Кроме того, хадис Аиши общий, а хадис Умм Салямы конкретизированный, и хадис с общим смыслом нужно понимать, учитывая конкретизацию. Также хадис Умм Салямы передает его (пророка, мир ему и благословение Аллаха) слова, а хадис Аиши описывает его поведение, и его словам отдается приоритет перед его поступками, потому что есть вероятность исключительного права (пророка, мир ему и благословение Аллаха)».
См. «Кашшаф аль-кына'» 3/23.
قال الشيخ منصور البهوتي الحنبلي: «فَأُجِيبَ عَنْهُ بِأَنَّهُ فِي إرْسَالِ الْهَدْيِ لَا فِي التَّضْحِيَةِ وَأَيْضًا فَحَدِيثُ عَائِشَةَ عَامٌّ وَحَدِيثُ أُمِّ سَلَمَةَ خَاصٌّ فَيُحْمَلُ الْعَامُّ عَلَيْهِ وَأَيْضًا فَحَدِيثُ أُمِّ سَلَمَةَ مِنْ قَوْلِهِ، وَحَدِيثُ عَائِشَةَ مِنْ فِعْلِهِ وَقَوْلُهُ مُقَدَّمٌ عَلَى فِعْلِهِ لِاحْتِمَالِ الْخُصُوصِيَّةِ».
انظر: «كشاف القناع» 3/ 23.
Заключение
Это часть обоснований трех мнений, распространенных и практикуемых в исламской общине еще с первых ее веков. Последовав любому из них, мусульманин будет следовать мнению с глубокими и прочными корнями в истории ислама и исламских науках. И ни у кого нет права ограничивать шариат тем мнением, которое выбрал он сам или его шейх. Нет права отменять остальные мнения и обязывать всех мусульман своим.
И кто ранее считал, что существует только одно мнение по вопросу, тому будет полезно узнать и другие, ведь, возможно, в той школе, которую он предпочитает для следования в целом, решение по данному вопросу будет отличаться. Для кого-то в этом будет облегчение, а кто-то узнает о необходимости приступить к соблюдению упускаемой обязанности. И при всей разнице во мнениях знание о них дает спокойствие, ведь мусульманин узнает, что другие мусульмане, которые поступают не так, как он сам, тоже могут следовать за учеными, мнение которых имеет свою вероятность правоты.