Имам Ибн аль-Джаузи: Преуспел тот, кто был внимателен к своему положению
02.01.2018 | 4915
الإمام ابن الجوزي: السعيد من انتبه لنفسه
Писал имам Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «Как же удивительно положение того, кто существует и не понимает смысла существования. А если понял, то не поступает в соответствии со своим пониманием! Знает, что жизнь коротка, и все равно тратит ее на сон, праздность, пустые разговоры и поиск наслаждений. Но дни его жизни — это только лишь дни его дел, а не время, проведенное в безделье.
Вот ему было вменено в обязанность шариатом жертвовать часть своего имущества вопреки собственной натуре, но он поскупился. Продолжалось это, пока не схватила его за горло смерть, и тогда уже он говорит: «Раздайте от моего имени после моей смерти!» «Сделайте то-то!» — Насколько же это будет значимым, если (наследники) исполнят просьбу? И то, что они ее исполнят, маловероятно.
Ведь ценность твоего пожертвования, совершаемого в здравии, заключается именно в совершении поступка вопреки своей натуре. Этот поступок заключается в преодолении сложности выделения пожертвования во время благополучия.
Велика разница между тем положением и этим, если ты способен понимать.
Счастлив же тот, кто был внимателен к своему положению, поступал согласно своему разуму, воспользовался временем, конец которого — то самое время и взял от жизни все — как же близок ее конец!» См. «Сейд аль-хатыр», с. 422-423.
قال الإمام أبو الفرج عبد الرحمن بن الجوزي الحنبلي: «وا عَجَبًا من موجود لا يفهم معنى الوجود؛ فإن فهم، لم يعمل بمقتضى فهمه! يعلم أن العمر قصير، وهو يضيعه بالنوم والبطالة والحديث الفارغ وطلب اللذات، وإنما أيامه أيام عمل لا زمان فراغ.
وقد كلف بذل المال بمخالفة الطبع من الشرع، فبخل به، إلى أن تضايق الخناق، فيقول حينئذ: فرقوا عني بعد موتي! وافعلوا كذا! فأين يقع هذا لو فعل؟! وبعيد أن يفعل؛ وإنما يراد بإنفاقك في صحتك مخالفة الطبع في تكلف مشاق الإخراج في زمن السلامة، فافرق بين الحالتين إن كان لك فهم، فالسعيد من انتبه لنفسه، وعمل بمقتضى عقله، واغتنم زمنًا نهايته الزمن، وانتهب عمرًا، يا قرب انقطاعه!»
انظر: «صيد الخاطر»، ص. 422-423.