Виды поста в свете различия правовых положений. Шейх Абдуррахман ас-Саади
23.05.2017 | 2724
الشيخ عبد الرحمن السعدي: أنواع الصيام بحسب الأحكام التكليفية
Пишет шейх Абдуррахман ибн Насыр ас-Са’ди (ас-Си’ди, ум. 1376 г.х.):
«Что касается правовых положений поста, то на него распространяются все правовые положения из сферы, характеризующей степень ответственности (ахкам таклифия), и они различаются в зависимости от соответствующих причин.
Уаджиб и фард (правовое положение, указывающее на обязательность) — таково положение поста в месяц рамадан для каждого, кто является мусульманином, несущим ответственность за свои поступки (мукалляф) и способным держать пост. Так же это положение распространяется на пост из-за обета и пост, совершаемый как искупление.
Запретный пост (харам) — это пост в дни праздника и дни ташрика (11, 12, 13 зуль-хидджа), кроме как для тех, кто совершает хадж таматту или карин, при том что у него нет жертвенного животного, и он не держал пост до дня жертвоприношения. (Тогда он держит пост в дни ташрика). Так же к запретному посту относится пост женщины, у которой месячные или послеродовые кровотечения. Так же пост больного, который боится, что умрет по причине поста. Так же обязательно разговение для того, у кого есть в этом нужда, для того, чтобы спасти другого невинного человека от гибели.
Желательный пост (сунна) — это дополнительный пост, который держится в определенные временные промежутки или же вообще по желанию.
Нежелательный пост (макрух) — это пост человека, страдающего от болезни, при том, что пост приносит ему сложность.
Разрешенный пост (джаиз, мубах) — это пост путешественника. Разрешается ему держать пост и прерывать его, особенно, если он отправился в путь, начав свой пост, будучи еще не в пути».
См. «Иршад ули аль-басаир уаль-альбаб ли нейль аль-фикх», с. 64.
كتب الشيخ السعدي رحمه الله عن أحكام الصيام:
«وأَمَّا أَحْكَامهُ فتجرِي فِيهِ جَميعُ الأَحْكَامِ التكليفيَّةِ بحسَبِ اَلأَسْبَاب.
أَمَّا الوَاجِبُ والفَرْضُ: فَهُو صِيَامُ شَهر رَمَضَانَ عَلَى كُلِّ مسلِمٍ مُكَلَّفٍ قَادِرٍ، وَكَذَلِكَ: صَومُ النَّذْرِ والكَفارَةِ.
وأَمَّا المحرمُ: فَصَومُ أيام العِيدِ، وأَيامِ التَّشْرِيقِ إِلا لمتمتِّعٍ وقَارِنٍ عدم الهدي وَلَم يَصُمْ قَبْلَ يَومِ النَّحرِ.
ومِنَ الصَّومِ المحرَّمِ: صَومُ الحَائضِ وَالنُّفَسَاء، والمرِيضِ الَّذِي يخافُ التَّلَفَ.
وكذَلِكَ يَجِبُ الفِطرُ عَلَى من يَحتَاجُه لإِنقَاذِ مَعصُومٍ مِن هَلكَةٍ.
وأَمَّا الصَّومُ المسنُونُ: فَهُوَ صَومُ اَلتَّطَوُّع المقيَّدِ وَالْمُطْلَق.
وأَمَّا المكرُوهُ: فَهُوَ صَومُ اَلْمَرِيض الَّذِي عَلَيهِ مشقَّة.
وأَمَّا الجَائزُ: فَهُوَ صَومُ المسَافِرِ يجوزُ أَن يَصُومَ، وأن يُفطِرَ خُصُوصًا إِذَا سَافَرَ في يومِ ابتداء صَومه في الحَضَرِ».
انظر: إرشاد أولى البصائر والألباب لنيل الفقة بأقرب الطرق وأيسر الأسباب، ص. 64.