Обмен валют и денежные переводы

08.02.2019 | 4790

Несколько практических вопросов, связанных с валютными отношениями, с которыми в наше время сталкиваются многие мусульмане.

В предисловии стоит оговориться, что далее речь будет вестись с позиции ученых, которые увязывают ростовщичество со стоимостью валют, хоть этот момент и остается предметом для исследования ввиду различий во мнениях прежних ученых о критерии ростовщичества в золоте и серебре. Такой подход избран с одной стороны, потому что исходя из этого мнения принято давать фатвы у многих современных ученых. А с другой стороны, потому что, принимая во внимание это мнение, мусульманин выходит из возможного разногласия и гарантированно избегает запретных имущественных отношений.

Можно ли мусульманину заниматься обменом валют и зарабатывать на разнице в курсах?

В обмене валют есть два условия в шариате. Если они выполняются, то нет никаких проблем в том, чтобы обменять валюту для собственных нужд, или для того, чтобы заработать на этом.

Первое условие: обмен должен быть «из рук в руки», то есть в один подход, на одной встрече, без отсрочки. Без того, чтобы представитель какой-либо из сторон отложил передачу своей валюты на следующую встречу.

Если кто-либо, скажет: «Дай мне доллары сегодня, а я тебе верну эту сумму рублями завтра», — то это будет расценено как вид ростовщичества»насиа», ростовщичества в отсрочке.

Второе условие: если это обмен одной и той же валюты, то кроме первого условия должно соблюдаться равенство суммы.

То есть, если один человек обратится к другому с просьбой разменять ему купюру в сто долларов на купюры меньшего номинала, а второй ему ответит: «Ты мне даешь одной купюрой сто долларов, а я тебе даю девяносто долларов купюрами по десять», — то такая сделка не будет соответствовать указанному условию, и ее относят к другому виду ростовщичества — «фадль», т.е. ростовщичество в надбавке.

Другой пример, который можно встретить в быту: покупка потрепанных или надорванных купюр с большим износом за новые, но с меньшей стоимостью.

Основа в этом вопросе содержится во множестве хадисов. Так, в одном из них, который передал имам Муслим [№1590] с иснадом от Абу Бакрата Нуфей’а ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, сказано:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил (наха) обменивать золото на золото и серебро на серебро кроме как равное на равное. И велел нам покупать серебро за золото как пожелаем, и покупать золото за серебро как пожелаем». Мужчина спросил его: «Из рук в руки?». Он ответил: «Так я слышал».

 عن عَبْد الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِي بَكْرَةَ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ: «نَهَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَنِ الْفِضَّةِ بِالْفِضَّةِ، وَالذَّهَبِ بِالذَّهَبِ، إِلَّا سَوَاءً بِسَوَاءٍ، وَأَمَرَنَا أَنْ نَشْتَرِيَ الْفِضَّةَ بِالذَّهَبِ كَيْفَ شِئْنَا، وَنَشْتَرِيَ الذَّهَبَ بِالْفِضَّةِ كَيْفَ شِئْنَا»، قَالَ: فَسَأَلَهُ رَجُلٌ، فَقَالَ: يَدًا بِيَدٍ؟ فَقَالَ: «هَكَذَا سَمِعْتُ». رواه مسلم

После того, как был рассмотрен основной вопрос, можно перейти к тем, которые имеют более современный характер. К вопросам о денежных операциях, производимых на электронных счетах:

Можно ли осуществлять денежные переводы со счета на счет?

Можно ли обменивать валюту на своем счету?

Можно ли осуществлять денежные переводы, если при переводе изменяется вид валюты?

Ответ на три этих вопроса содержится в одном постановлении международного совета исламских ученых, известного как Академии Правоведения.

Перед прочтением их ответа нужно принять к сведению, что среди ученых учитывается современная данность, при которой деловая встреча может быть фактическая, физическая, а может быть юридическая. Юридическая встреча — это та, при которой участники сделки удалены друг от друга, но современные технологии дают им возможность проводить те же операции, которые происходят при фактической встрече с физическим присутствием обоих партнеров в одном месте. И юридическая встреча приравнивается в постановлениях к фактической.

Постановление, о котором идет речь, приводится в Журнале Академии №6 т. 1, с. 453. Оно принято на шестой сессии, проходившей в г. Джидда с 17 по 23 шаабана 1410 г.х., что соответствует 14-20 марта 1990 г.

В нем сказано:

«… К видам юридического получения, с которым считаются в шариате и обычае относится банковская фиксация денежной суммы на счете клиента в следующих случаях:
а) когда на счет клиента положили денежную сумму непосредственным образом или посредством банковского перевода;
б) когда клиент заключил с банком сделку безотлагательной покупки одной валюты за другую для счета клиента;
в) когда по распоряжению клиента банк переводит некую денежную сумму с его счета на другой в другой валюте, независимо от того, этот счет в том же банке или в другом, принадлежит этому же клиенту или третьему лицу…»

مجلة المجمع (ع 6، ج 1، ص 453)
مجلس مجمع الفقه الإسلامي المنعقد في دورة مؤتمره السادس بجدة في المملكة العربية السعودية من 17-23 شعبان 1410 هـ الموافق 14-20 آذار (مارس) 1990م قرر:

«… إن من صور القبض الحكمي المعتبرة شرعاً وعرفاً :
1— القيد المصرفي لمبلغ من المال في حساب العميل في الحالات التالية :
أ — إذا أودع في حساب العميل مبلغ من المال مباشرة أو بحوالة مصرفية .
ب – إذا عقد العميل عقد صرف ناجز بينه وبين المصرف في حال شراء عملة بعملة أخرى لحساب العميل .
ج — إذا اقتطع المصرف – بأمر العميل – مبلغاً من حساب له إلى حساب آخر بعملة أخرى ، في المصرف نفسه أو غيره ، لصالح العميل أو لمستفيد آخر…»

Остается только заметить, что в ответе не подразумевается разрешенность открытия текущего процентного счета или осуществления банковского процентного вклада. Речь идет об использовании услуги денежного перевода или об использовании беспроцентного счета.

Комиссионные платежи банку или фирме-посреднику

При денежных переводах, выводе денег или зачислении нередко приходится сталкиваться с комиссионными платежами, составляющими некий процент от суммы, с которой производится денежная операция. В таком случае некоторых мусульман настораживает слово «процент», ведь они слышали, что «проценты — харам», т.е. запрещены. Но запрещены, в действительности, ростовщические проценты, а не всякий платеж, измеряемый в процентах.

В другом постановлении Академии Правоведения, которое принято на девятой сессии и приводится в Журнале Академии №9, на 1 т., 65 с., сказано:

«Переводы, которые предоставляют свою доставку (средств) в какой-либо из валют, когда есть желающий сделать перевод в этой валюте, разрешены, независимо от того, будет это безвозмездно или за оплату в размере вознаграждения за работу… И если это осуществляется за оплату, то считается поручительством за вознаграждение».

جاء في «مجلة مجمع الفقه الإسلامي» ع 9 ( 1 / 65 ) الدورة التاسعة :
«الحوالات التي تقدم مبالغها بعملة ما ، ويرغب طالبها تحويلها بنفس العملة : جائزة شرعاً ، سواء أكان بدون مقابل أم بمقابل في حدود الأجر الفعلي … وإذا كانت بمقابل : فهي وكالة بأجر».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...