Постановления главных имамов ханбалитского мазхаба об оправданиях в такфире

01.12.2017 | 6127

تقريرات أئمة الحنابلة في مسألة العذر بالجهل

Говорил имам Абу аль-Уафа Ибн Акыль аль-Ханбали (ум. 513 г.х.) в «аль-Фусуль»: «Что касается соответствия (партнеров в никахе) для джахмитов, уакыфитов (вид му’тазилитов), харуритов (хариджитов), кадаритов и рафидитов: если кто-то из них ведет диспуты и призывает (к своему мазхабу), то впадает в неверие. В ином случае не впадает в нечестие, так как имам Ахмад сказал: «Хадисы такого можно слушать и над ним совершается намаз (джаназа)»».
И сказал: «По-моему простой народ (из них) — нововведенцы, нечестивцы, так же, как простой народ из людей писания — кафиры, при том, что они — невежды».
И сказал: «И правильное мнение в том, что их не обвиняют в неверии, потому что Ахмад разрешил передавать хадисы от харуритов и хариджитов».
См. Ибн Муфлих «аль-Фуру» 11/338.

قال أبو الوفاء ابن عقيل في «الفصول» (ت. 513 هــ) — رحمه الله — : «الْكَفَاءَةِ فِي جَهْمِيَّةٍ وَوَاقِفِيَّةٍ وَحَرُورِيَّةٍ وَقَدَرِيَّةٍ وَرَافِضَةٍ: إنْ نَاظَرَ وَدَعَا كَفَرَ وَإِلَّا لَمْ يَفْسُقْ لِأَنَّ الْإِمَامَ أَحْمَدَ قَالَ: يُسْمَعُ حَدِيثُهُ وَيُصَلَّى خَلْفَهُ» 
قَالَ: «وَعِنْدِي أَنَّ عَامَّةَ الْمُبْتَدَعَةِ فَسَقَةٌ كَعَامَّةِ أَهْلِ الْكِتَابَيْنِ كُفَّارٌ مَعَ جَهْلِهِمْ».
قَالَ: «وَالصَّحِيحُ لَا كُفْرَ لِأَنَّ أَحْمَدَ رَحِمَهُ اللَّهُ أَجَازَ الرِّوَايَةَ عَنْ الْحَرُورِيَّةِ وَالْخَوَارِجِ».
انظر: «الفروع» لابن مفلح، 11/ 338.

Ибн Акыль разделил между невеждой-мукаллидом и призывающим из числа рафидитов и джахмитов. Он обвинил в нечестии первого и в неверии второго.

Сказал имам Муваффакуддин ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали (ум.620 г.х.): «А что касается приверженцев нововведений, то сказал Ахмад о человеке, который выдал замуж за джахмита: «Их (супругов) нужно разлучить». И так же, если выдал замуж за уакыфита. Если такой ведет диспуты и призывает (к своему мазхабу). А если выдал за представителя их (уакыфитов) родственника — ляфзыта, который к тому же записывал хадисы, то такой (жених) еще хуже, чем джахмит. Нужно разлучить их (супругов). И сказал (Ахмад): «Пусть не выдает свою дочь замуж за харурита (хариджита), вышедшего из религии, а так же за рафидита и кадарита. А если он не призывает (к своим убеждениям), то нет проблемы». И сказал (Ахмад): «Кто не считает Али четвертым халифом, не выдавайте за такого замуж и не говорите с ним». И сказал кады (Абу Я’ля, ум. 458 г.х.): «Если выдать замуж за мукаллида из их числа, то никах будет действительным, а за того, кто является призывающим из их числа — никах будет недействительным»».
См. Ибн Кудама «аль-Мугни» 9/397.

قال موفق الدين ابن قدامة (620هـ) — رحمه الله — : «فَصْلٌ: فَأَمَّا أَهْلُ الْبِدَعِ، فَإِنَّ أَحْمَدَ قَالَ فِي الرَّجُلِ يُزَوِّجُ الْجَهْمِيُّ: يُفَرَّقُ بَيْنَهُمَا. وَكَذَلِكَ إذَا زَوَّجَ الْوَاقِفِيّ، إذَا كَانَ يُخَاصِمُ وَيَدْعُو، وَإِذَا زَوَّجَ أُخْتَهُ مِنْ هَؤُلَاءِ اللَّفْظِيَّةِ، وَقَدْ كَتَبَ الْحَدِيثَ، فَهَذَا شَرٌّ مِنْ جَهْمِي، يُفَرَّقُ بَيْنَهُمَا. وَقَالَ: لَا يُزَوِّجُ بِنْتَهُ مِنْ حَرُورِيٍّ مَرَقَ مِنْ الدِّينِ، وَلَا مِنْ الرَّافِضِيِّ، وَلَا مِنْ الْقَدَرِيِّ، فَإِذَا كَانَ لَا يَدْعُو فَلَا بَأْسَ. وَقَالَ: مَنْ لَمْ يُرَبِّعْ بِعَلِيِّ فِي الْخِلَافَةِ، فَلَا تُنَاكِحُوهُ، وَلَا تُكَلِّمُوهُ. قَالَ الْقَاضِي: الْمُقَلِّدُ مِنْهُمْ يَصِحُّ تَزْوِيجُهُ، وَمَنْ كَانَ دَاعِيَةً مِنْهُمْ فَلَا يَصِحُّ تَزْوِيجُهُ».
انظر: «المغني» لابن قدامة، 397/9.

Обратите внимание, как имам разделил между призывающим и остальными в постановлении о нем и в отношении к нему. Он постановил о действительности никаха с тем, кто является последователем, но не является призывающим (к убеждениям неверия) и передал также это же мнение от кады Абу Я’ля. Мусульманином или кафиром считается у них простой последователь таких идеологий, наполненных неверием? Ответ очевиден.

Сказал имам Мадждуддин ибн Таймия аль-Ханбали (ум. 652 г.х.): «Правильное мнение заключается в том, что каждое нововведение, за которое мы обвиняем в неверии призывающего к нему — простых незнающих последователей (мукаллидов) в нем мы обвиняем в нечестии. Как, например, с теми, кто говорит о сотворенности Корана, или что сотворены произнесенные нами фразы Корана, или что знание Аллаха сотворено, или то, что имена Аллаха сотворены, или то, что Аллах не будет увиден в последней жизни; или с теми, кто ругает сподвижников, считая это проявлением религиозности, или считает что вера — это только убеждения, и тому подобное. Кто является знатоком из числа приверженцев каких-либо из этих нововведений, призывает к ним и диспутирует, отстаивая их, относительно такого выносится постановление о его неверии — Ахмад во многих местах ясно сказал об этом».
См. Ибн Муфлих «аль-Фуру'» с «Тасхих аль-фуру'» аль-Мардави 11/340-341.

قال الإمام مجد الدين ابن تيمية (ت. 652 هــ) — رحمه الله — : «وَالصَّحِيحُ أَنَّ كُلَّ بِدْعَةٍ كَفَّرْنَا فِيهَا الدَّاعِيَةَ فَإِنَّا نُفَسِّقُ الْمُقَلِّدَ فِيهَا كَمَنْ يَقُولُ بِخَلْقِ الْقُرْآنِ أَوْ أَنَّ أَلْفَاظَنَا بِهِ مَخْلُوقَةٌ أَوْ أَنَّ عِلْمَ اللَّهِ مَخْلُوقٌ أَوْ أَنَّ أَسْمَاءَهُ مَخْلُوقَةٌ أَوْ أَنَّهُ لَا يَرَى فِي الْآخِرَةِ أو يسب الصَّحَابَةَ تَدَيُّنًا أَوْ أَنَّ الْإِيمَانَ مُجَرَّدُ الِاعْتِقَادِ وَمَا أَشْبَهَ ذَلِكَ فَمَنْ كَانَ عَالِمًا فِي شَيْءٍ مِنْ هَذِهِ الْبِدَعِ يَدْعُو إلَيْهِ وَيُنَاظِرُ عَلَيْهِ فَهُوَ مَحْكُومٌ بِكُفْرِهِ نَصَّ أَحْمَدُ صَرِيحًا عَلَى ذَلِكَ فِي مَوَاضِعَ».
انظر: «الفروع وتصحيح الفروع» 11/ 340-341.

Примечание: Мадждуддин ибн Таймия рассматривая положение тех, кто имеет в убеждениях нововведение, содержащее неверие, как обстоит дело с убеждениями джахмитов и рафидитов, разделил между тем, кто привержен таким убеждениям по причине таклида (следования без глубокого знания за заблудшим авторитетом) и между остальными. Обвинил в нечестии мукаллида и не вынес ему такфир.

Сказал имам Шамсуддин Абдуррахман ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали, известный как Ибн Аби Умар (ум. 682 г.х.): «А что касается приверженцев нововведений, то сказал Ахмад о человеке, который выдал замуж за джахмита: «Их (супругов) нужно разлучить». И так же, если выдал замуж за уакыфита. Если такой ведет диспуты и призывает (к своему мазхабу). А если выдал за представителя их (уакыфитов) родственника — ляфзыта, который к тому же записывал хадисы, то такой (жених) еще хуже, чем джахмит. Нужно разлучить их (супругов). И сказал (Ахмад): «Пусть не выдает свою дочь замуж за харурита (хариджита), вышедшего из религии, а также за рафидита и кадарита. А если он не призывает (к своим убеждениям), то нет проблемы». И сказал (Ахмад): «Кто не считает Али четвертым халифом, не выдавайте за такого замуж и не говорите с ним». И сказал кады (Абу Я’ля, ум. 458 г.х.): «Если выдать замуж за мукаллида из их числа, то никах будет действительным, а за того, кто является призывающим из их числа — никах будет недействительным»«.
См. Абдуррахман ибн Кудама Аль-Макдиси «аш-Шарх аль-кабир» 7/471-472.

قال شمس الدين عبدالرحمن بن قدامة المقدسي المعروف بابن أبي عمر (ت. 682 هـ): «فأما أهل البدع فإن أحمد قال في الرجل يزوج الجهمي يفرق بينهما وكذلك إذا زوج الواقفي إذا كان يخاصم ويدعو وإذا زوج أخته من هؤلاء اللفظية وقد كتب الحديث فهذا شر من جهمي يفرق بينهما وقال لا يزوج بنته من حروري مرق من الدين ولامن الرافضي ولا من القدري فإذا كان لا يدعو فلا بأس وقال من لم يربع بعلي في الخلافة فلاتنا كحوه ولا تكلموه قال القاضي المقلد منهم يصح تزويجه ومن كان داعية منهم فلا يصح تزويجه».
انظر: «الشرح الكبير» 7/ 471-472.

Сказал имам Абу аль-Хасан аль-Мардави аль-Ханбали (ум. 885): «Кто последовал (без знания за заблудшим авторитетом, т.е. сделал таклид) за мнением о сотворенности Корана, или (последовал) во мнении об отрицании видения (Аллаха в раю) и в тому подобном — такой считается нечестивцем согласно правильному мнению в мазхабе, и на этом мнении большинство наших товарищей (ученых-ханбалитов)».
См. «Аль-Инсаф» 12/47.

قال أبو الحسن المرداوي (ت: 885هـ): «مَنْ قَلَّدَ فِي خَلْقِ الْقُرْآنِ، وَنَفْيِ الرُّؤْيَةِ وَنَحْوِهِمَا: فَسَقَ عَلَى الصَّحِيحِ مِنْ الْمَذْهَبِ، وَعَلَيْهِ جَمَاهِيرُ الْأَصْحَابِ».
انظر: «الإنصاف في معرفة الراجح من الخلاف» 47/12.

Примечание: обратите внимание, что имам передал это мнение от большинства ученых-ханбалитов.

Сказал имам Такыюддин аль-Футухи аль-Ханбали, известный как Ибн ан-Наджар (ум. 972 г.х.): «И не принимается свидетельство того, кто является нечестивцем по своим делам, как обстоит дело с прелюбодеем или сутенером, и того, кто является нечестивцем по своим убеждениям, если он является мукаллидом в мнении о сотворенности Курана, или об отрицании видения Аллаха (в Раю), или в рафидизме, или в джахмизме и тому подобном. И обвиняется в неверии их призывающий муджтахид».
См. Ибн ан-Наджар аль-Футухи «Мунтаха аль-ирадат» 2/404.

:قال تقي الدين الفتوحي (ت. 972 هـ) الشهير بابن النجار: «فَلَا تُقْبَلُ شَهَادَةُ فَاسِقٍ بِفِعْلٍ مِمَّا مَرَّ كَزَانٍ وَدَيُّوثٍ أَوْ بِاعْتِقَادِ الْمُقَلِّدِ فِي خَلْقِ الْقُرْآنِ أَوْ فِي نَفْيِ الرُّؤْيَةِ، أو في رفض, أو التجهم ونحوه. ويكفر مجتهدهم الداعية».
انظر: «منتهى الإرادات» 404/2.

Примечание: он также указал на различие между рафидитами и джахмитами, которые являются мукаллидами и между теми из них, которые являются знающими и призывающими.

Подготовлено по материалам Абдульиляха аль-Джухани.

Дополнение.

Писал имам Муваффакуддин Ибн Кудама аль-Макдиси: «И так же с каждым, кто невежественнен в чем-то, незнание чего возможно — не выносится постановление о его неверии, пока ему не донесут знание об этом и будет устранено сомнение, а он после этого все равно будет разрешать это (то, что запрещено в шариате)». См. «Аль-Мугни» 9/12.

وكتب الإمام موفق الدين ابن قدامة المقدسي: «وَكَذَلِكَ كُلُّ جَاهِلٍ بِشَيْءٍ يُمْكِنُ أَنْ يَجْهَلَهُ، لَا يُحْكَمُ بِكُفْرِهِ حَتَّى يُعَرَّفَ ذَلِكَ، وَتَزُولَ عَنْهُ الشُّبْهَةُ، وَيَسْتَحِلَّهُ بَعْدَ ذَلِكَ».
انظر: «المغني» 9/ 12.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...