Значение науки усуль аль-фикх. Можно ли обойтись без нее за счет «знания сунны», чтобы перестать быть мукаллидом и решать, что правильно в шариате?

21.11.2017 | 10786

مكانة علم أصول الفقه، وهل يمكن الاستغناء عنه «بمعرفة السنة» كي يصير الإنسان غير مقلد واستحق الأهلية ليحكم ما هو صحيح في الشرع وما ليس كذلك

Писал шейх Абдулькадир ибн Бадран аль-Ханбали: «И знай, что невозможно учащемуся стать разбирающимся в фикхе, если у него нет знания усуль аль-фикха, даже если он будет изучать фикх годами. А кто заявляет об обратном, то это с его стороны или невежество, или горделивое упрямство«. См. «Аль-Мадхаль», с. 489.

قال الشيخ عبد القادر بن بدران الحنبلي: «وَاعْلَم أَنه لَا يُمكن للطَّالِب أَن يصير متفقها مَا لم تكن لَهُ دراية بالأصول وَلَو قَرَأَ الْفِقْه سنينا وأعواما وَمن ادّعى غير ذَلِك كَانَ كَلَامه إِمَّا جهلا وَإِمَّا مُكَابَرَة».
انظر: «المدخل»، ص. 489.

Писал шейх Атыя ибн Мухаммад Салим, шариатский судья в Большом Шариатском Суде Медины, ближайший ученик шейха Мухаммада аль-Амина аш-Шанкыты, в биографии своего учителя: «Наука усуль аль-фикх — это основа приложения доводов, извлечения постановлений, иджтихада, определения «более сильных» мнений. Это опора муджтахида и его столп. При незнании ее нет права делать иджтихад и обязателен сугубо таклид. Как говорится: (знатоки) незнающие усуль — знатоки-простонародье (аввамы)». См. Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты «Рихля аль-хадж иля бейт Аллах аль-харам», с. 28.

قال الشيخ عطية محمد سالم في ترجمة شيخه محمد الأمين الشنقيطي: «… علم الأصول الذي هو أصل الاستدلال والاستنباط والاجتهاد والترجيح وعمدة المجتهد وعمادته. وبجهله لا يحق الاجتهاد ويجب التقليد المحض. كما يقولون: جهلة الأصول عوام العلماء«.
انظر: :رحلة الحج إلى بيت الله الحرام»، ص. 28.

Также он передал, что шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты говорил: «Ученые говорят: (знатоки,) незнающие усуль — знатоки-простонародье (аввамы)». См. Атыя Салим «Шарх булюг аль-марам» 89/7.

ونقل عن شيخه محمد الأمين أنه قال: «العلماء يقولون: جهلة الأصول عوام العلماء».
انظر: «شرح بلوغ المرام» 89/ 7.

Пишет шейх Султан аль-Ид: «Увещевание для «определителей более сильных мнений» нашего времени: шейх уль-Ислам Ибн Таймия определил в качестве более сильного мнения, что для того, кто выдвигает себя для иджтихада и назначения более сильных мнений, изучение «усуль аль-фикха» является личной обязанностью, и он совершает грех, если делает иджтихад без этого».
См. https://www.facebook.com/sultanal3eed/posts/973921849410701

كتب الشيخ سلطان العيد على صفحته في فيسبوك: «موعظة لمرجِّحي زمننا!
رجَّح  ابن تيمية: أن من انتصب للاجتهاد والترجيح؛ فتعلُّمه أصول الفقه : فرض عين؛ فيأثم إن اجتهد بدونه!»

Говорит шейх Мухаммад Баджабир: «Кстати, как я вижу, среди учащихся существует большая небрежность к этой науке (усуль аль-фикх) и наукам арабского языка. И это несовместимо с вопросом понимания шариатских текстов и определения «более сильных» из мнений. Поэтому я говорю: не разрешено (не халяль) кому-либо высказываться о разногласиях и определении более весомых мнений в разногласии, тогда как он не знает на хорошем уровне усуль аль-фикх. Вы меня поняли?

И если ты видишь того, кто высказывается в этой области, но не знает на хорошем уровне усуль аль-фикх, то он на самом деле только пересказывает (мнения других), надев на себя одежды лжи. Он слышит, что говорят люди и повторяет, но не понимает по-настоящему, не понимает. И может быть даже не знает, на что могут указывать некоторые слова и фразы (в доводах). И не знает, на что указывают некоторые основы и правила, на которые он ссылается. Не знает в чем их суть, какова она. Является ли это правило единогласным, или насчет него есть разногласие? И так далее. Вы меня поняли или нет?

Иногда среди молодежи я слышу очень большие разговоры с определениями «более сильных» мнений в вопросах разногласий. Я думаю, что сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, воздержались бы от того, чтобы высказываться о них. И в то же время ты видишь, что тот, кто говорит об этом серьезном вопросе, не изучал усуль аль-фикх. Или не усвоил эту науку досконально, не достиг хорошего уровня в ее познании. Так поступать не разрешено и не годится. И это (его определение «более сильных» мнений) — разговоры об Аллахе без знания».

Смотреть видео:

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (12 оценок, среднее: 3,75 из 5)
Загрузка...