Ибн Усаймин: Мнение шейха о таклиде в акыде (вероубеждении), подтверждение единогласного мнения о таклиде в положениях фикха

1 месяц назад | 169

الشيخ محمد بن صالح العثيمين: رأيه عن حكم التقليد في العقيدة وإقراره بالإجماع على جواز التقليد في الفقه أي: المسائل العملية

Говорит шейх Ибн Усаймин: «Что касается обычной массы мусульман, которая верит в Аллаха, Его посланника, Судный день и не знает доводов, но, услышав это (положения вероубеждения) от ученых, придерживается этого и верит в это…
… Сказали некоторые ученые, да помилует их Аллах: «Действителен таклид в том (из акыды), в чем требуется решительное утверждение». — И это мнение более весомо.
Позже, если будет угодно Аллаху, будут упомянуты доводы тех и этих и обсуждение доказательств.

В вопросах, касающихся дел, будь то омовение, молитва, закят, пост, хадж и др. разрешен таклид по единогласному мнению. И невозможно человеку обязать людей иджтихадом в них. Потому что иджтихад в них тяжел, и масса обычных мусульман не может заниматься чтением книг фикха.

А что касается вопросов вероубеждения, в которых человек обязан решительно утверждать положения, то в этом разошлись ученые, да помилует их Аллах: разрешен ли в них таклид, или необходимо ознакомиться с доводом.
И нет сомнений, что ознакомиться с доводом предпочтительнее даже в вопросах, касающихся дел, потому что если человек основывает свои убеждения или дела на доводе, то чувствует спокойствие». См. «Шарх аль-акыда ас-саффариния», с. 306-307.

قال الشيخ ابن عثيمين: «فالعوام الذين يؤمنون بالله ورسوله واليوم الآخر ولا يعرفون الدليل لكن لما سمعوا العلماء يقولون بهذا آمنوا به…
… قال بعض العلماء رحمهم الله: بل يصح التقليد فيما يطلب فيه الجزم، وهذا القول هو الراجح، وسيأتي إن شاء الله دليل هؤلاء ودليل هؤلاء ومناقشة الأدلة.
فالمسائل العلمية؛ كالوضوء والصلاة والزكاة والصيام والحج وغير ذلك، يجوز فيها التقليد بالاتفاق، ولا يمكن أن يلزم الإنسان الناس بالاجتهاد في هذا؛ لأن الاجتهاد في هذا صعب، والعامة لا يمكن أن يقرؤوا كتب الفقه.
أما مسائل العقيدة التي يجب على الإنسان فيها الجزم فقد اختلف العلماء رحمهم الله؛ هل يجوز فيها التقليد أو لابد من الوقوف على الدليل؟
ولا شك أن الوقوف على الدليل أولى حتى في المسائل العملية؛ لأن الإنسان إذا بنى عقيدته أو عمله على الدليل استراح».
انظر: «شرح العقيدة السفارينية»، ص. 306-307.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...