Мазхаб шейха Ибн Усаймина в вопросе о такфире оставившего намаз по лени

28.06.2017 | 5704

تفاصيل مذهب الشيخ ابن عثيمين في تكفير تارك الصلاة كسلا وتهونا

Многие, встретив лишь обобщенные слова шейха о такфире за оставление намаза, спешат последовать за ними, и применяют их так, как поняли, без каких-либо условий. Без разграничения в том один это намаз или вообще все. Не обращая внимание на то, происходит ли это в стране, где преобладает мнение о неверии такого человека, или в стране, где преобладает мнение о том, что это грех, не выводящий из ислама. Применяя такфир в таком понимании, люди думают, что следуют за шейхом Ибн Усаймином, в то время как его подход к этим вопросам в подробностях был совсем не таков.

Говорит шейх Ибн Усаймин: «Из доводов становится очевидным, что оставляющий намаз не становится неверным кроме как при постоянном оставлении. В том смысле, что он приучил себя (на постоянной основе) оставлять намаз. Не делает ни обеденный (зухр), ни предвечерний (аср), ни вечерний (магриб), ни ночной (иша), ни утренний (фаджр). Такой становится неверным. А если он совершает один обязательный намаз или два, то такой не становится неверным, потому что не соответствуют его положению слова, что он оставил намаз (как вид). Передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Между человеком и неверием с многобожием оставление намаза (с артиклем «аль-«, указывающим на намаз как целый вид)». — И не сказано: «Оставление (какого-то) намаза». А что касается передаваемых от пророка, мир ему и благословение Аллаха, слов: «Кто намеренно оставил какой-либо из предписанных намазов, тот лишился неприкосновенности». — То в достоверности этого хадиса есть сомнение. И основа — это то, что человек остается в Исламе, и мы не выводим его из Ислама кроме как на основе несомненного знания (якын). То, что утверждено несомненным знанием отменяется только несомненным знанием. Основа этого конкретного человека в том, что он — мусульманин, и мы не выводим его из очевидного ислама кроме как при наличии несомненного довода, который выводит его в неверие».
См. «Шарх аль-мумти'», 2/27-28.

قال الشيخ ابن عثيمين: «والذي يظهر من الأدلة : أنه لا يكفر إلا بترك الصلاة دائما ، بمعنى أنه وطن نفسه على ترك الصلاة ، فلا يصلي ظهرا ، ولا عصرا ، ولا مغربا ، ولا عشاء ، ولا فجرا ، فهذا هو الذي يكفر.
فإن كان يصلي فرضا أو فرضين فإنه لا يكفر ؛ لأن هذا لا يصدق عليه أنه ترك الصلاة ؛ وقد قال النبي صلى الله عليه وسلم : ( بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة ) ، ولم يقل : ( ترك صلاة ) ، وأما ما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال : ( من ترك صلاة مكتوبة متعمدا فقد برئت منه الذمة ) ، ففي صحته نظر ، ولأن الأصل بقاء الإسلام ، فلا نخرجه منه إلا بيقين ؛ لأن ما ثبت بيقين لا يرتفع إلا بيقين ، فأصل هذا الرجل المعين أنه مسلم ، فلا نخرجه من الإسلام المتيقن إلا بدليل يخرجه إلى الكفر بيقين».
من «الشرح الممتع»  2 / 27 – 28

Вопрос: Каково правовое положение того, кто делает только пятничный намаз?
Шейх: Почему он делает только пятничный намаз?
Спрашивающий: У него такой обычай.
Ответ: Обычай. В таком случае я не думаю, что молитва этого человека является поклонением. Он делает пятничный намаз по обычаю, потому что он одевает красивую одежду, умащается благовониями (в этот день) и затем выходит (на намаз). Даже при том, что я считаю, что неверным становится только тот, кто окончательно оставил намаз, я сомневаюсь в исламе этого человека. Потому что он относится к пятничному намазу только как к обычаю. Наряжается и идет для людей, только нарядный и благоухающий. Я сомневаюсь, что этот человек остается в исламе. А по мнению нашего шейха Абдульазиза (ибн База) этот человек неверный, и все с ним.
См. «Лика аль-баб аль-мафтух», 211.

السائل: ما حكم الذي يصلي صلاة الجمعة فقط؟
الشيخ: لماذا لا يصلي إلا الجمعة؟
السائل: عادته.
الشيخ: عادة, إذاً: هذا الرجل لا أعتقد أن صلاته عبادة, ولهذا يصلي الجمعة عادة لأنه يلبس ويتزين ويتطيب ويذهب, وإن كنت أنا أرى أنه لا يكفر إلا من ترك الصلاة نهائياً أشك في إسلام هذا الرجل, لأن هذا الرجل إنما اتخذ صلاة الجمعة عيداً فقط؛ يتجمل ويذهب للناس وهو متطيب ومتجمل فقط, فأنا أشك في كون هذا باقياً على الإسلام. أما على ما رآه شيخنا عبد العزيز فهو كافر, وانتهى أمره.
من «لقاء الباب المفتوح» 211.

Вопрос: Каково положение проявления любви и расположения (муваля) к тому, кто делает только пятничный намаз? И если бойкот такому обернется вредом для семьи, разрешено ли делать ему бойкот?
Ответ: Во-первых, если мы скажем, что человек не становится неверным, если только не оставит намаз полностью, то тот, кто совершает пятничный намаз не становится неверным, потому что он не оставил его полностью. А если мы скажем, что человек становится неверным при оставлении одного намаза или двух, когда речь идет о тех, которые допустимо совмещать, тогда такой человек будет неверным. И когда мы вынесли постановление о его неверии, тогда становится обязательным прекратить с ним отношения и делать ему бойкот. Более того: обязательно призвать его к покаянию, и или он покается, или будет казнен. А если мы не выносим постановление о его неверии, то он остается для нас не неверным, и вопрос прекращения отношений с ним основывается на учете пользы. Если мы видим пользу в бойкоте ему, то проводим бойкот, а если не видим в этом пользы, то не проводим его.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль», 12/110.

السؤال: ما حكم موالاة الذي لا يصلي إلا يوم الجمعة، وإذا كانت المقاطعة ضرراً على العائلة، فهل يجوز مقاطعته ؟
الجواب: أولاً : إذا قلنا بأن الرجل لا يكفر إلا بترك الصلاة بالكلية ، فإن هذا الذي لا يصلي إلا يوم الجمعة لا يكفر ؛ لأنه لم يتركها مطلقاً ، وإن قلنا بأنه يكفر بترك الصلاة الواحدة أو الصلاتين يجمع أحدهما إلى الأخرى ، فإن هذا يكون كافراً .فمتى حكمنا بالكفر فإنه يجب هجره ومقاطعته ، بل يجب أن يستتاب فإن تاب وإلا قتل ، أما إذا لم نحكم بكفره فإنه يبقى غير كافر ويكون هجره وعدم هجره مبنياً على مصلحة ، فإن وجدنا مصلحة في هجره هجرناه ، وإن لم نجد مصلحة فإننا لا نهجره.
انظر: «مجموع فتاوى ورسائل ابن عثيمين» 12/110.

Вопрос: Становится ли неверным (кафиром) человек, который иногда делает намаз и иногда оставляет его?
Ответ: Мне видится, что оставляющий намаз не становится неверным, кроме как при полном оставлении, когда он не молится никогда. А что касается того, что делает намаз иногда, то такой не становится неверным, в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Между человеком и неверием с многобожием оставление намаза (в целом)». — И не сказано: «Оставление (какого-то) намаза». Из чего следует, что это полное оставление. Так же пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Завет, который различает между нами и ними — это намаз (как вид), кто оставил его, тот впал в неверие». Основываясь на этом, мы говорим: кто делает намаз иногда и иногда оставляет его, тот не является неверным.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль», 12/55.

سئل الشيخ ابن عثيمين: الإنسان الذي يصلي أحيانا ويترك أحيانا أخرى، فهل يكفر؟
فأجاب : «الذي يظهر لي أنه لا يكفر إلا بالترك المطلق بحيث لا يصلي أبداً ، وأما من يصلي أحيانا فإنه لا يكفر لقول الرسول صلى الله عليه وسلم : ( بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة ) ولم يقل ترك صلاة ، بل قال : » ترك الصلاة » ، وهذا يقتضي أن يكون الترك المطلق ، وكذلك قال : ( العهد الذي بيننا وبينهم الصلاة فمن تركها ـ أي الصلاة ـ فقد كفر ) ، وبناء على هذا نقول : إن الذي يصلي أحيانا ويدع أحيانا ليس بكافر»
انظر: «مجموع فتاوى ورسائل ابن عثيمين» 12/55.

Вопрос: «Оправдывается ли незнающий о том, каковы последствия его ослушания? Как например тот, кто не знает, что оставление намаза — это неверие?»
Ответ: Незнающий о последствиях своего ослушания не оправдывается, если он знал, что его действие противоречит шариату, как об этом свидетельствует уже упомянутый довод. На основании этого (мы говорим: ) не является скрытым от оставляющего намаз, что он совершает ослушание, если он живет среди мусульман. И он будет неверным (кафиром), даже если не знал, что оставление намаза — это неверие.
Да, если он живет в стране, в которой не считают оставление намаза (большим) неверием, в которой это мнение распространено и преобладает, то такой не становится неверным по причине его следования за обладателями знания в его стране. Также, как он не получает греха за совершение запретного дела, которое ученые его местности не считают запретным. Потому что обязанность обычного простого мусульманина — следование (за ученым), в соответствии со словами Всевышнего: «Спросите же обладателей знания, если вы не знаете». И Аллах дарует успех.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль», 2/138.

سئل ابن عثيمين: هل يعذر الجاهل بما يترتب على المخالفة؟ كمن يجهل أن ترك الصلاة كفر؟
فأجاب: الجاهل بما يترتب على المخالفة غير معذور، إذا كان عالمًا بأن فعله مخالف للشرع، كما تقدم دليله، وبناء على ذلك: فإن تارك الصلاة لا يخفى عليه أنه واقع في المخالفة، إذا كان ناشئًا بين المسلمين، فيكون كافرًا، وإن جهل أن الترك كفر، نعم، إذا كان ناشئًا في بلاد لا يرون كفر تارك الصلاة، وكان هذا الرأي هو الرأي المشهور السائد بينهم، فإنه لا يكفر لتقليده لأهل العلم في بلده، كما لا يأثم بفعل محرم يرى علماء بلده أنه غير محرم؛ لأن فرض العامي التقليد لقوله تعالى: «فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ».

انظر: «مجموع فتاوى ورسائل ابن عثيمين» 2/138.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...