Шейх Ибн Усаймин: Подчиняться ли правительству в странах неверных?
15.05.2017 | 7433
الشيخ ابن عثيمين: هل على المسلم أن يطيع الحاكم في الدولة الكافرة؟
Шейх: Да.
Спрашивающий: Относительно мусульманских меньшинств, проживающих в странах неверных. Какое мнение более сильное относительно них?
Шейх: Более сильное мнение в том, что они обязаны слушаться и подчиняться по мере возможности тем, кто обладает властью в их странах.
___________________
Важно заметить, что причина этого подчинения — избежание большего вреда для себя и других мусульман, который может стать результатом неподчинения. А что касается прямой шариатской обязанности подчиняться именно такому правителю, то таковой нет.
Имам ан-Навави писал: «Сказал кады (Ийяд): «Единогласны ученые, что положение имама (т.е. шариатского правителя) не становится действительным для немусульманина, и если имеющего положение имама постигнет неверие, то он снимается (с должности)». См. «Шарх Сахих Муслим» 12/229.
Говорил сам шейх Ибн Усаймин: «И если предположить, что мы увидели (у правителя) ясное несомненное неверие, на которое у нас есть довод от Аллаха… …Обязательно ли нам выступать против него? Нужно смотреть на соотношение пользы и вреда. Если мы способны сместить его, тогда выступаем, а если не способны, то не выступаем. Потому что все шариатские обязанности обусловлены возможностью и способностью. Затем, если мы выступим, то результатом этого может стать вред куда более большой, чем тот, что будет, если тот человек останется на том же, на чем он есть. Ведь может быть так, что мы выступим, а затем окажется, что перевес в силе на его стороне, и получится, что мы будем унижены еще больше, а он еще больше станет упорствовать в несправедливости и неверии. Эти вопросы нуждаются в разумной оценке, нам следует совмещать разум и шариат и отстраняться от чувств в этих делах. Мы нуждаемся в чувствах для воодушевления и нуждаемся в разуме и шариате, чтобы не следовать за чувствами в том, что ведет к гибели». Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух», 51.
Так же следует отметить, что данные слова шейха о подчинении распространяются на то, что не запрещено в шариате, как шейх пояснил в ответе на другой вопрос.
ومن المهم أن نذكر أن الطاعة التي تكلم عنها الشيخ إنما تكون من باب جلب المصلحة ودرء المفسدة لما نقله الإمام النووي: ((قال القاضي : أجمع العلماء على أن الإمامة لا تنعقد لكافر ، وعلى أنه لو طرأ عليه الكفر : انعزل))
انظر: شرح صحيح مسلم 12 / 229.
ووضح الشيخ ابن عثيمين في الجواب الآخر: ((ثم على فرض أننا رأينا كفراً بواحاً عندنا فيه من الله برهان… هل يجب علينا أن نخرج؟ ينظر للمصلحة، إن كنا قادرين على إزالته فحينئذٍ نخرج، وإذا كنا غير قادرين فلا نخرج، لأن جميع الواجبات الشرعية مشروطة بالقدرة والاستطاعة. ثم إذا خرجنا فقد يترتب على خروجنا مفسدة أكبر وأعظم مما لو بقي هذا الرجل على ما هو عليه، لأننا خرجنا ثم ظهرت العزة له، صرنا أذلة أكثر، وتمادى في طغيانه وكفره أكثر، فهذه المسائل تحتاج إلى تعقل، وأن يقترن الشرع بالعقل، وأن تبعد العاطفة في هذه الأمور، فنحن محتاجون للعاطفة لأجل تحمسنا، ومحتاجون للعقل والشرع حتى لا ننساق وراء العاطفة التي تؤدي إلى الهلاك)).
استمع إلى: لقاء الباب المفتوح 51.
وكذلك ننبه على أن طاعة الحاكم الكافر مشروطة بكونها في أمور غير محرمة شرعا كما قرره الشيخ في الفتوى على هذا الرابط