Шейх Ибн Усаймин: Обвинение в мурджиизме из-за хариджизма, значение фикх аль-уакы’
13.05.2017 | 7802
الشيخ ابن عثيمين: يتهمون العلماء بالإرجاء لأن أصولهم من الخوارج، معنى فقه الواقع ومكانته
Адиль Мансур: У нас есть группа молодых ребят, требующих знание в Йемене, и они говорят о больших признанных ученых страшные слова. И они нашли себе группу такой же молодежи, которые говорят, что шейх аль-Альбани — имам в мурджиизме. А о Комитете Больших Ученых говорят, что у них мурджиизм и невежество о действительности. И вызывает сожаление то, что когда мы беседовали с ними, они сказали: «Мы — ахлю сунна, мы — саляфиты». Каким должно быть отношение к ним, и какими будут слова о их положении?
Шейх Ибн Усаймин: Что касается их слов в адрес ученых, то они никак не навредят ученым. И я не знаю у шейха аль-Альбани каких-либо слов, которые указывали бы на то, что он из числа приверженцев мурджиизма. Наоборот: он — саляфит, приверженец Сунны, мухаддис. Мало в его время подобных ему. А что касается Комитета Больших Ученых здесь, то заявление, что они невежественны относительно действительности, подобно иным заявлениям и обвинениям. Однако «доказательства обязан предоставить обвиняющий, а клятва на том, кто отрицает». Проводили ли они обсуждение с теми учеными, чтобы узнать, что у них невежество относительно действительности? Да.
И слова «невежество о действительности» и «понимание действительности (фихк аль-уакы’)», и подобные им выражения — все это нововведенные термины, которые пришли от некоторых призывающих. А похвальное понимание (фикх) — это понимание (фикх) в религии Великого и Величественного Аллаха. В соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кому Аллах желает блага, тому дарует понимание (фикх) в религии». А что касается понимания действительности, то это (только лишь) средство для формирования представления о положении, чтобы затем вынести о нем постановление в соответствии с тем, чего требует Шариат.
Адиль Мансур: Хорошо, шейх, а каким должно быть отношение к тем ребятам?
Шейх Ибн Усаймин: Что касается вашего отношения к ним, то я считаю, что вам следует оставить их.
Адиль Мансур: То есть нам следует не придавать им никакого значения?
Шейх Ибн Усаймин: Никакого! Словно бы они — ничто. Однако, если придет кто-то другой, не из их числа, и попытается говорить такие же вещи, то ему следует сделать наставление и сказать: «Побойся Великого и Величественного Аллаха! Не разрешается тебе говорить о том, чего ты не знаешь».
Адиль Мансур: Хорошо, шейх, а что касается их обвинения больших ученых в том, что в них есть мурджиизм, не указывает ли это на то, что у них есть склонность?.. То есть я помню, что некоторые обладатели знания упомянули, что Ибн Бадран аль-Ханбали в «Мукаддима аль-фикх» говорит, что некоторые группировки хариджитов обвиняли приверженцев Сунны в мурджиизме.
Шейх Ибн Усаймин: Да, да, нет в этом сомнений. Я имею в виду, что если некий человек обвиняет приверженцев прямого срединного пути в мурджиизме, то (это значит, что) он сам склонен к идеям хариджитов.
Адиль Мансур: То у него будут идеи и основы…
Шейх Ибн Усаймин: Да, у него будут основы от хариджитов.
30.09.1416 г.х.