Шейх Амир Бахджат: Уровни муджтахидов и мукаллидов. Есть ли между ними степень «муттаби'»? Виды таклида
08.10.2017 | 10382
الشيخ عامر بهجت:
— مراتب المجتهدين والمقلدين
— وهل يوجد بين المقلد والمجتهد رتبة المتبع ؟
— أنواع التقليد
مقتطف من الدرس الأول من سلسلة «شرح زاد المستقنع»
ترجمة المقطع إلى اللغة الروسية:
Говорит шейх Амир ибн Мухаммад-Фида Бахджат:
«Уважаемые братья, люди в знании различны по степеням, и нет этим степеням конца. Это чтобы кто-то не сказал: «Как это ты ограничил людей двумя степенями: муджтахид и мукаллид?!» Нет. Люди в знаниях различны в уровнях, и уровни эти не имеют границы. Уровни — по числу людей. Если ты придешь к нам с сотней требующих знание и скажешь: «Разъясни мне их уровни», — то увидишь, что у каждого из них свой удел из знания. И они будут разделены на сто уровней. Так или не так?
И так же говорится про ученых-муджтахидов: кто достиг уровня иджтихада, они все не одного уровня в знаниях. Вот муджтахид, который помнит 100 000 хадисов… Хотя оставим 100 000 хадисов — имам Ахмад сказал, что тому, кто помнит 100 000 хадисов не положено давать фатву, начиная с 400 000 хадисов может давать, он сказал: «Надеюсь, что может». Предположим, что у нас есть муджтахид, который помнит 500 000 хадисов, так же муджтахид, который помнит 900 000 хадисов, также муджтахид, который помнит 1 000 000 хадисов, есть муджтахид, который помнит сообщения от сподвижников, муджтахид, который обучился фикху от 1000 ученых, муджтахид, который обучился фикху от 100 ученых. Каждого из них ты отнесешь к отдельному уровню. Представляешь ли ты, чтобы ученые, достигшие степени иджтихада, все были одинаковыми на 100%? Нет.
И то же самое мы говорим о мукаллиде. Есть мукаллиды, которые не знают арабского языка. Если я дам ему Коран и скажу: «Читай», — дам ему хадис: «كل معروف صدقة», «إنما الأعمال بالنيات» , — скажу: «Пожалуйста, это — хадисы переданные от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». — Он не сможет вообще прочитать их и тем более понять, и тем более извлечь из них правовые положения, и тем более поступать в соответствии с ними, или объединить их с другими доводами, которые внешне им противоречат. И так далее. Это — один из уровней мукаллидов, которые не знают арабского языка вообще. Ясно? И у нас есть уровень, на котором человек знает арабский, но не достаточно хорошо. И есть уровень требующего знание, который хорошо знает арабский язык, но он слаб в усуль аль-фикхе. И есть другой, который силен в усуль аль-фикхе, силен в знании языка, но слаб в науках, связанных с хадисами.
И так можно приводить любые примеры о различиях в уровне знаний. Однако, если ты пожелаешь разделить все эти уровни, которых пускай будет 1000 уровней в знании — если ты пожелаешь разделить их по определенному критерию, а он: являются они пригодными для иджтихада или не являются?..
«Пригодный для иджтихада» не значит, что он знает всю религию, знает все хадисы, знает все, что есть в этом мире — таких не существует. А значит это, что у него есть инструментарий, который делает его пригодным для иджтихада.
А второй вариант — когда этого инструментария нет.
И по этому критерию все они или пригодные (муджтахиды) или не пригодные (мукаллиды). А после этого разделяй пригодных на сколько захочешь степеней и разделяй непригодных на сколько захочешь степеней.
Хорошо. Тот, кто не годится для извлечения постановлений и иджтихада, какова его обязанность? Как он должен поклоняться Великому и Величественному Аллаху? Кто-то не знает арабского, принял ислам, сказал: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, уа ашхаду анна Мухаммада ррасулю Ллах». Я объяснил ему на языке, который он понимает, что нужно совершать молитву, что ему нужно делать то и то, что порядок молитвы такой и такой.
Или когда твой маленький сын обучается молитве, разве это не таклид и поклонение? Поклоняется посредством таклида или нет?
Таким образом, тот, кто не пригоден для анализа, извлечения правовых положений, применения доказательств, иджтихада, то его обязанность в поклонении — таклид за муджтахидом. Разрешено ли ему извлекать правовые положения и делать иджтихад? Не разрешено, и он совершает ослушание посредством этого. И если делает иджтихад, то он между грехом и двумя грехами. А муджтахид, если делает иджтихад, то он между наградой и двумя наградами. Если совершил иджтихад и оказался прав, то ему две награды, а если совершил иджтихад и ошибся, то одна. А мукаллиду не разрешено делать иджтихад.
Он может сказать: «Клянусь Аллахом, я извлеку правовое положение». Возьмет Коран и скажет: «Я понимаю арабский язык». Взял мусхаф, открыл, а там слова Великого и Величественного Аллаха: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». (2/115). И говорит: «Сейчас у нас шейхи дают фатвы и говорят, что обязательно обращаться в сторону Мекки, однако в аяте, который я нашел, и я — араб, понимаю арабский язык, говорится: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». Все, Аллаху принадлежат восток и запад, и я сейчас в Медине не буду молиться в сторону Юга (где находится Мекка), а буду молиться в сторону востока или запада». — И стал молиться так.
Скажем ли мы о нем, что он сделал иджтихад, ошибся, а потому получает награду или две? Нет, это грешник! Не разрешено ему это! Понятно? Ни в коем случае это ему не разрешено. Он совершает ослушание посредством этого. И молитвы его недействительны. И мы прикажем ему возместить молитвы, если Аллах его наставит на прямой путь. Понятно или нет? Что касается не муджтахида, то его обязанность — таклид.
Хорошо. У таклида есть два вида.
Один человек говорит: «Я живу в таком-то квартале. Наш сосед — такой-то шейх, правовед, один из правоведов, имамов в фатве. И какой бы вопрос у меня ни возник, будь он из раздела поклонения — о молитве, закате, хадже, или из раздела имущественных отношений, я спрашиваю этого шейха, и не спрашиваю никого другого вообще. И этот шейх дает фатву». — Совершает ли грех этот человек, если поступает в соответствии со словами этого шейха, или нет? Нет.
Обязан ли он в некоторых вопросах спрашивать других? Должны ли мы сказать: «Нет, так не разрешено, ты обязан спрашивать этого, и спрашивать других иногда»? — Он не обязан этим. Ясно?
Таким образом, у таклида два вида:
1. Следование мукаллида словам (только) одного из ученых. И он не обязан следовать за наилучшим, хорошо? Однако он обязан следовать за ученым-муджтахидом, у которого полноценен инструментарий, религиозным обладателем знаний. Говорит, например: «Я всегда звоню этому шейху и спрашиваю его». Хорошо?
2. И мукаллид, который не придерживается слов только одного ученого. Говорит: «Я считаю, что в вопросах поклонения специализируется такой-то шейх, а в вопросах имущественных взаимоотношений, в них есть сложные ситуации, а у другого шейха есть в них опыт, и в них я спрашиваю его». И делает за ним таклид. И может быть в какой-то из дней возник новый вопрос, и не было возможности спросить того шейха, он спросил другого и поступил в соответствии с его ответом. — Спадает с него ответственность перед Аллахом посредством этого».
Немногим далее шейх упомянул еще один вид мукаллида:
«… Хорошо, этот мукаллид, если оказалось, что один ученый дает ему фатву о разрешенности (того, о чем он спросил), а второй дает ему фатву о запретности. И посредством своего слабого инструментария… Нет у него инструментария, однако он говорит: «Посредством использования моего слабого инструментария для меня оказался довод такого-то шейха сильным, довод первого мнения, и я буду делать таклид за ним (в этом вопросе)». — Заслуживает ли он порицание за это? Он не заслуживает за это порицания. Однако он посредством этого не достигает степени иджтихада, ему только показалось, что положение довода таково«.
Сл. «Шарх зад аль-мустакни», 1.