Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр) – один день или три дня? Махир ибн Зафир аль-Кахтани

11.06.2017 | 2818

هل عيد الفطر ثلاثة أيام أم يوم واحد؟

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Мир вам и милость Аллаха, а затем:
среди людей этого времени распространилось нововведение, в котором воспитаны молодые, и с которым дряхлеют старики. Люди приняли его за сунну, и если это оставить так, как есть, то сунна словно бы будет подвергнута изменению. Нововведение заключается в том, что если спросишь ты кого-либо из людей: «Сколько дней длится Праздник разговения (Ид аль-Фитр)?» – Или же спросишь: «Сколько дней Ида аль-Фитр вменил в обязанность Аллах?» Он ответит: «Три дня», – по причине того, что он видит из вывешенных украшений, салютов различных ярких цветов, проявления чувства радости, веселья, поздравлений, праздничных мероприятий, угощений, каруселей и качелей, подсветки, плакатов с надписями «Веселого праздника», новой одежды у людей в течении трех дней.

Если пожелаешь, спроси их, где они были во второй день Праздника разговения, и едва ли ты услышишь, чтобы кто-либо ответил, что Праздник разговения длится только один день и заканчивается с заходом солнца в первый день месяца шавваль, и что не говорится «дни Праздника разговения». И истина в этом вопросе более достойна того, чтобы следовали ей, а она заключается в том, что Праздник разговения, который узаконил Аллах – только один день, это первый день месяца шавваль, и заканчивается праздник с заходом солнца в этот день. Ясным доводом на это является хадис, который передал Абу Дауд в «Сунан»: Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у ее жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: «Что это за два дня?» Ему ответили: «Эти два дня мы отмечали играми еще во времена язычества». Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения»1. Не сказал «днями Разговения», а сказал «днем Разговения».

Повсеместное проявление чувств праздника повлияло на молодежь так, что они преступили даже то, на чем были их отцы, считавшие истиной то, что праздник, который узаконил Аллах, длится три дня. И это мнение передается из поколения в поколение многие годы, в то время как оно – новшество. Это указывает на опасность путей, ведущих к нововведению, которые следует закрывать согласно мазхабу имама Малика и имама Ахмада ибн Ханбаля. Упоминают некоторые ученые ситуацию, когда глашатаи, которые будили криками людей для сухура (еда перед постом) делали утренний обход и в шесть дней шавваля, также, как и делали это во время рамадана. Проходили дни, годы, и люди из простонародья стали думать, что пост в шесть дней шавваля является продолжением поста рамадана. Таким образом это дело стало путем ведущим к нововведению, и стало обязательным закрыть этот путь. Так же дело обстоит и с проявлением чувств праздника в течении трех дней. Незнающих мусульман это привело тому, что они стали убеждены, что число дней Праздника разговения – три дня.

Это мнение настолько распространилось, что приходится слышать, как некоторые люди отказываются держать пост во второй день шавваля. А некоторые если и считают, что разрешается держать пост во второй день шавваля, но все равно в душе убеждены, что этот день – день праздника. Спроси об этом у многих людей, если желаешь удостовериться в этом. А ведь такое положение дел очень опасно. Это — неправильное убеждение и изменение Закона Аллаха (Шариата). А кто убежден в том, что так и должно быть, и при этом имеет знание, то он подобен тем, которые откладывали и переставляли месяцы местами, о которых сказал Всевышний: «Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой год объявляют его запретным». (Сура «Покаяние», аят 37) Они переставляли запретные месяцы местами с тех мест, которые узаконил Аллах для них. Они делали это, руководствуясь своими страстями и личным мнением, чтобы разрешить себе сражаться тогда, когда пожелают, как это записано в книгах по тафсиру (толкованию Корана).

Таким образом тот, кто говорит, следуя своим страстям и желаниям: «Необходимо сделать Праздник разговения три дня, одного дня для празднования не достаточно», – он подобен тем, о ком говорится в аяте2. А «кто подобен какому-либо народу, то он из него»3. И этот их поступок – «исправление» человеком самого Аллаха. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?» (Сура «Юнус», аят 59)

Не разрешается приходить на угощение во второй день шавваля, если тот, кто его устраивает, убежден, что это второй день Праздника разговения и желает отпраздновать его.4 Посещение такого угощения подобно посещению угощения по случаю нововведенного празднования пророческого дня рождения.5 Необходимо закрывать пути ведущие к этому нововведенческому убеждению и обучать людей тому, что праздник – один день.

Проявляется это в завершении того, что разрешено во время праздника, как например удары в барабаны с разрешенными нашидами, при заходе солнца в первый день шавваля. Законодатель желал уменьшения количества дней развлечений и забав, и разрешено в эти дни то, что не разрешено в другие, кроме как на что пришло исключение. Сказал имам аль-Бухари: «Лучший из мусульман тот, кто призывает к сунне, которая умерщвлена среди людей. Будьте же стойкими, о держащиеся за сунны, поистине вас мало».6

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам, Ид аль-Адха) – так же один день, как на это указывает вышеупомянутый хадис. Дни ташрика (три дня, следующие за Праздником жертвоприношения) не называются Праздником жертвоприношения7, и не говорится «Праздник жертвоприношения – четыре дня», но говорится: Праздник жертвоприношения – только один день. И запрещен пост в день Праздника жертвоприношения, в дни ташрика, в день Праздника разговения и все.

Знай же, что я не писал эту статью, пока не увидел, что большинство из тех, кого я спрашивал, убеждены, что Праздник разговения и так же Праздник жертвоприношения длятся более одного дня. А именно про Праздник разговения говорят, что он длится три дня. Я даже уточнил в вопросе: «Сколько дней Праздника разговения узаконил Аллах?» И мне ответили: «Три». Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха. Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Кто указал на верный путь, то ему будет награда того, кто последовал ему»8.
См. http://www.al-sunan.org/vb/showthread.php?t=104

____________

Абу Дауд 1134, удостоверил аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2021.
2 Это в случае, если подразумевается изменение положения шариата, то есть введение в шариат двух дополнительных дней «Ида». А если человек подразумевает только то, что хочет поддерживать веселье, встречаться с друзьями, обмениваться подарками и угощениями еще несколько дней, или то, что от хотел бы иметь три выходных дня вместо одного, то это не имеет отношения к изменению шариатского календаря, и является вопросом бытового характера.
3
 Абу Дауд 3512, аль-Альбани отнес хадис к категории «хороший-достоверный» в «Сахих Сунан Аби Дауд» 3401.
4 Если человек узнал, что его пригласили именно по этой причине, то ничего не мешает ему сообщить хозяевам, что день праздника был вчера, а сегодня у них послепраздничное угощение. Тем самым он исправит ошибочное понимание этого вопроса и не обидит отказом выказавших свое расположение к нему друзей и знакомых. А безусловный запрет посещения таких угощений нуждается в дополнительном рассмотрении специалистами в исламском праве и его основах.
5
 В этом известное разногласие. Из тех, кто не только не считал это нововведением, но и считал желательным делом, большие имамы-шафииты: Абу Шама аль-Макдиси, аль-Булькыни, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, ас-Сахави, аль-Иракы, аль-Касталяни, ас-Суюты, Ибн Хаджар аль-Хайтами; также имамы-маликиты: Ибн Дихья аль-Кальби, Ибн аль-Хадж, аз-Зуркани; из ханафитов имам Ибн Абидин. Важно отметить, что под празднованием мавлида эти ученые подразумевали собрания для чтения или пересказа жизнеописания пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтения стихов о его прекрасных качествах, угощения, подразумевали вознесение частых мольб о благословении для него, раздачу пожертвований и тому подобное, а не музыку и танцы, и не совместные гуляния мужчин и женщин, как это происходит сейчас в некоторых странах.
А порицаемым нововведением это дело считал маликитский имам аль-Факихани, также это понимается из некоторых слов шейх уль-Ислама Ибн Таймии.
6 См. Аль-Хатыб аль-Багдади «аль-Джами’ ли ахляк ар-рауи уа адаб ас-сами'» 1/112, №90.
7 Тем не менее, три дня ташрика, которые идут сразу за Праздником жертвоприношения — это также дни «Ида», дни, которые регулярно отмечают мусульмане, собираясь для обрядов хаджа, а так же воздерживаясь в них от поста, кроме тех, кто находится в хадже «таматту'» и не нашел возможности зарезать жертвенное животное. Передал Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «День Арафа, день жертвоприношения и дни ташрика — это наш «ид» о приверженцы Ислама». Абу Дауд 773, хадис удостоверил аль-Альбани в «Сахих аль-джами'» 2/1361. И передал Нубейша аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дни ташрика — это дни еды, питья и поминания Аллаха». Муслим 1141.
8 Муслим 2674.

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله أما بعد
فقد إنتشرت بدعة عند كثير من أهل هذا الزمان ربى عليها الصغير وهرم عليها الكبير واتخذها الناس سنة إذا تركت فكأنما غيرت سنة وهي أن أحدهم إذا سألته كم عدد أيام عيد الفطر وربما تسأله كم عدد أيام عيد الفطر الذي فرضه الله قال ثلاثة أيام لما رآه من ظهور الزينات وظهور المفرقعات الفضائية ذات الألوان الزاهية ومشاعر الفرح والسرور والتهاني والإحتفالات والولائم وظهر الأرجوحات والأنوار والألواح وقد كتب عليها عيد سعيد والثياب الجديدة خلال الأيام الثلاثة

واسئلهم إن شئت أين كنت اليوم الثاني من أيام عيد الفطر وانظر فلاتكاد تسمع أحدا يقول أن عيد الفطر ليس إلايوم واحد ينتهي بغروب شمس أول يوم من شوال فلايقال أيام عيد الفطر ، والحق في ذلك أحق أن يتبع وما عيد الفطر الذي شرعه الله إلا يوم واحد وهو الأول من شوال ينتهي بغروب شمس ذلك اليوم برهان ذلك ما رواه أبو داود في سننه قال حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَعِيلَ حَدَّثَنَا حَمَّادٌ عَنْ حُمَيْدٍ عَنْ أَنَسٍ قَالَ قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ وَلَهُمْ يَوْمَانِ يَلْعَبُونَ فِيهِمَا فَقَالَ مَا هَذَانِ الْيَوْمَانِ قَالُوا كُنَّا نَلْعَبُ فِيهِمَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ اللَّهَ قَدْ أَبْدَلَكُمْ بِهِمَا خَيْرًا مِنْهُمَا يَوْمَ الْأَضْحَى وَيَوْمَ الْفِطْرِ(1) فلم يقل أيام الفطر بل قال يوم الفطر

فإظهار شعارات العيد قد أثرت في الناشئين حتى أصبحوا على مااعتاد عليه الآباء الأولون من المستيقنين من أن العيد الذي شرعه رب العالمين ثلاثة أيام وهذا القول متوارث عبر السنين وهو محدث فهذا يدل على خطورة ذرائع البدع التي كان من مذهب مالك وأحمد بن حنبل سدها فقد كان المسحراتية يطوفون ليال الست من شوال كما كانوا يطوفون في رمضان لإيقاظ الناس للسحور كما ذكر بعض أهل العلم ومع مر الأيام والسنين صار عوامهم يعتقدون أن ست من شوال تابعة لرمضان فكان ذلك العمل من ذرائع البدع فكان الواجب سده وكذلك إظهار شعارات العيد في الثلاثة أيام كان طريقا عند بعض العوام أن يعتقدوا أن عدد أيام العيد ثلاثة أيام

فقد أنتشر هذاالأمر وفشى حتى سمعت أن البعض ترك صيام اليوم الثاني وقد يعتقد البعض بجواز صيام اليوم الثاني ولكنه يعتقد في قرارة نفسه أنه يوم عيد فسئل الكثيرإن أردت وتثبت وهذا أمر جد خطير وهو إعتقاد فاسد وتغيير لشرع الله ومن اعتقده متعمدا عالما ففيه شبه بأصحاب النسيء قال تعالى: ( إنما النسيء زيادة في الكفر يضل به الذين كفروا يحلونه عاما ويحرمونه عاما. الآية ) وهم الذين ينقلون الأشهر الحرم برأيهم وأهوائهم عن الأيام التي شرعها الله ليقاتلوا كما هو مدون في كتب التفسير

فمن قال لابد أن يجعل عيد الفطر ثلاثة أيام فيوم واحد لايكفي في الفرح بالهوى والتشهي فقد تشبه بهم(2) ومن تشبه بقوم فهومنهم(3) فإن في ذلك استدراك على الله وقد قال تعالى :(قل آلله أذن لكم أم على الله تفترون)

ولايحل لك أن تحضر وليمة في ثاني أيام شوال إذا كان صاحبها قد فعلها لأنه من أيام عيد الفطر وهو يريد أن يحتفل به(4) فحضورك لمثل هذه الوليمة من جنس حضورك الوليمة المعدة للمولد النبوي المحدث(5) فسدوا ذرائع هذا الإعتقاد البدعي وعلموا الناس أنه يوم واحد

وأن ثمرة ذلك إنتهاء رخص العيد كالضرب بالدف مع النشيد المباح بغروب شمس أول يوم من شوال وأن مقصود الشارع التقليل من أيام اللهو واللعب وقد رخص في ذلك اليوم مالم يرخص في غيره إلا ماستثني قال البخاري أفضل المسلمين رجل دعا إلى سنة أميتت بين الناس فاثبتوا ياأهل السنن إنكم قليل(6)

وأن عيد الأضحى يوم أيضا كما دل على ذلك الحديث الآنف الذكر وأيام التشرق لاتسمى عيد أضحى(7) فلا يقال أيام عيد الأضحى أربعة أيام بل يقال يوم واحد فقط ويحر م الصيام في يوم الأضحى وأيام التشريق ويوم الفطر فقط

فاعلم أني ماكتبت هذا الكلام إحياء لميت بل لما وجدت أكثر من سألت أنهم يعتقدون أن عيد االفطر والأضحى أيضا أكثر من يوم وبالذات الفطر يقولون ثلاثة أيام حتى أكدت الأمر في السؤال بقولي كم عيد الفطر الذي شرعه الله فقالوا ثلاثة فلاحول ولاقوة إلا بالله قال صلى الله عليه وسلم:( من دل على هدى كان له أجور من تبعه. الحديث(8)) والله أعلم

كتبه / أبو عبدالله ماهر بن ظافر القحطاني

_____________

(1) رواه أبو داود 1134 وصححه الألباني في «السلسلة الصحيحة» 2021.
(2) هذا إن قصد تغيير ما وُضع في الشرع أما إن كان مراده ابتغاء استمرار في الفرح والسرور واللقاءات مع الأصدقاء على المائدة أوالزيادة في أيام الإجازة فلا يدخل ذلك في نسيئ الكفار ويبقى على كونها عادة.
(3) رواه أبو داود 3512 قال الألباني في «صحيح أبي داود» 3401: حسن صحيح.
(4) إن عَرف أن هذا هو سبب الوليمة فلا مانع من أن يُعلم صاحبها أن يوم العيد كان بالأمس والوليمة تقع بعد العيد وبهذا يصيب أمرين: يصصح فهم صاحب الوليمة لتلك المسألة ولا يؤسفه بعدم قبول الدعوة، أما التحريم المطلق لحضور مثل هذه الوليمة فيحتاج إلى نظر المختصين في الفقه وأصوله.
(5) والخلاف في المسألة مشهور، فممن استحسن الاحتفال بالمولد النبوي الأئمة من الشافعية: أبو شامة المقدسي والبلقيني وابن حجر الأسكلاني والسخاوي والعراقي والقسطلاني والسيوطي وابن حجر الهيتمي، ومن أئمة المالكية: ابن دحية الكلبي وابن الحاج والزرقالي، ومن أئمة الحنفية: ابن عابدين. وما مما يحتاج إلى التنبيه وهو أن الاحتفال الذي يعنونه المجيزين هو مجالس قراءة السيرة النبوية والقصائد في مدحه وذكر صفاته الحميدة وكثرة الصوات عليه وإطعام الناس وشكر الله على ما أنعم به المسلمين من إرسال إليهم محمدا نبيا ورسولا صلى الله عليه وسلم، ولا يدخل في ذلك ما يفعله بعض الناس اليوم من الغنى والرقص والاختلاط.
وممن رآه بدعة منكرة الإمام الفاكهاني المالكي وكذا يفهم ذلك من تأصيلات شيخ الإسلام ابن تيمية.
(6) أخرجه الخطيب البغدادي في «الجامع لأخلاق الراوي وأداب السامع» 1/112 برقم 90.
(7) ومع ذالك فأيام التشريق أيام العيد أيضا: عن عقبة بن عامر قال: قال النبي صلى الله عليه وسلم:» يوم عرفة ويوم النحر وأيام التشريق عيدنا أهل الإسلام». رواه أبو داود 773 وصححه الألباني في «صحيح الجامع» 2/1361. ومما يروى فيها حديث  نُبَيْشَةَ الْهُذَلِيِّ رضي الله عنه قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرٍ لِلَّهِ». رواه مسلم 1141.
(8) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَنْ دَعَا إِلَى هُدًى كَانَ لَهُ مِنْ الْأَجْرِ مِثْلُ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ لَا يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئًا، وَمَنْ دَعَا إِلَى ضَلَالَةٍ كَانَ عَلَيْهِ مِنْ الْإِثْمِ مِثْلُ آثَامِ مَنْ تَبِعَهُ لَا يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ آثَامِهِمْ شَيْئًا». رواه مسلم 2674.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...