Почему Умар подверг наказанию Кудама ибн Маз’уна за употребление вина, в то время как он опирался на аят, но неправильно истолковал его?
25.07.2017 | 2049
لماذا جلد عمر — رضي الله عنه — قدامة بن مظعون — رضي الله عنه — على شرب الخمر مع أنه متأول؟
Шейх уль-Ислам Ибн Таймия сказал: «То, что я сказал о мусульманине, который оставил обязанность или совершил запретное по причине (ошибочного) истолкования в иджтихаде или таклида — это по-моему ясно. И его положение лучше чем положение неверного(, ошибающегося) в толковании. И это не является препятствием для того, чтобы я сражался против разбойника, ошибающегося в толковании, или наказал плетьми распивающего опьяняющие напитки по ошибочному истолкованию и тому подобное. Так как истолкование не избавляет от наказания в этом мире полностью, поскольку цель наказания — отражение нечестия преступления«.
См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/14.
قال شيخ الإسلام ابن تيمية: «وَهَذَا الَّذِي ذَكَرْته فِيمَا تَرَكَهُ الْمُسْلِمُ مِنْ وَاجِبٍ، أَوْ فَعَلَهُ مِنْ مُحَرَّمٍ بِتَأْوِيلِ اجْتِهَادٍ أَوْ تَقْلِيدٍ، وَاضِحٌ عِنْدِي، وَحَالُهُ فِيهِ أَحْسَنُ مِنْ حَالِ الْكَافِرِ الْمُتَأَوِّلِ. وَهَذَا لَا يَمْنَعُ أَنْ أُقَاتِلَ الْبَاغِيَ الْمُتَأَوِّلَ، وَأَجْلِدَ الشَّارِبَ الْمُتَأَوِّلَ، وَنَحْوَ ذَلِكَ فَإِنَّ التَّأْوِيلَ لَا يَرْفَعُ عُقُوبَةَ الدُّنْيَا مُطْلَقًا؛ إذْ الْغَرَضُ بِالْعُقُوبَةِ دَفْعُ فَسَادِ الِاعْتِدَاءِ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 22/14.
Также сказал: «А что касается того, от кого проявился вред, то его вред надлежит отразить, пусть даже через осуществление наказания в отношении данного человека. Даже если он является мусульманином нечестивцем или совершившим ослушание, или ошибающимся достойным муджтахидом, или даже праведным или ученым…
Также наказывается тот, кто призвал к нововведению, которое вредит религии людей. Даже если он в то же время имеет в этом оправдание по причине (ошибочного) иджтихада или таклида».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 10/375.
وقال أيضا: «وَأَمَّا مَنْ أَظْهَرَ مَا فِيهِ مَضَرَّةٌ فَإِنَّهُ تُدْفَعُ مَضَرَّتُهُ وَلَوْ بِعِقَابِهِ وَإِنْ كَانَ مُسْلِمًا فَاسِقًا أَوْ عَاصِيًا أَوْ عَدْلًا مُجْتَهِدًا مُخْطِئًا بَلْ صَالِحًا أَوْ عَالِمًا…
وَكَذَلِكَ يُعَاقَبُ مَنْ دَعَا إلَى بِدْعَةٍ تَضُرُّ النَّاسَ فِي دِينِهِمْ؛ وَإِنْ كَانَ قَدْ يَكُونُ مَعْذُورًا فِيهَا فِي نَفْسِ الْأَمْرِ لِاجْتِهَادِ أَوْ تَقْلِيدٍ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 10/375.