Умра (малое паломничество) в месяц рамадан
01.06.2018 | 5413
Хадис о совершении умры в месяц рамадан
Передали аль-Бухари и Муслим от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха спросил у одной женщины из Ансаров: «Что помешало тебе отправиться с нами в хадж?» Она ответила: «У нас только два верблюда, — и отец ее ребенка (т.е. муж) отправился с ее сыном в хадж на одном верблюде, — А второго оставил нам для поливки земли». Тогда он сказал: «Когда придет рамадан, отправляйся в умру. Умра в этот месяц приравнивается к хаджу». В версии Муслима: «Приравнивается к хаджу со мной».
روى البخاري ومسلم عن ابْن عَبَّاسٍ قال : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِامْرَأَةٍ مِنْ الْأَنْصَارِ : ( مَا مَنَعَكِ أَنْ تَحُجِّي مَعَنَا ؟ قَالَتْ : لَمْ يَكُنْ لَنَا إِلَّا نَاضِحَانِ ، فَحَجَّ أَبُو وَلَدِهَا وَابْنُهَا عَلَى نَاضِحٍ ، وَتَرَكَ لَنَا نَاضِحًا نَنْضِحُ عَلَيْهِ الأرض ، قَالَ : فَإِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فَاعْتَمِرِي ، فَإِنَّ عُمْرَةً فِيهِ تَعْدِلُ حَجَّةً ) وفي رواية لمسلم : ( حجة معي ).
Ученые четырех мазхабов о желательности совершения умры в рамадан
Подавляющее большинство ученых сочло, что данный хадис указывает на особое достоинство совершения умры любым мусульманином в месяц рамадан.
Писал имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «Его (аль-Хаскафи) слова: «Она (умра) желательна в рамадане», — то есть если он делает отдельно умру, как уже было передано из «аль-Фатх». Затем, желательность здесь с точки зрения времени, поскольку сама по себе она настоятельная сунна (муаккада) или обязательна, как уже было сказано. То есть в это время ее совершать еще лучше, чем в другое». См. «Радд аль-мухтар» 2/473.
قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «(قَوْلِهِ وَنُدِّبَتْ فِي رَمَضَانَ) أَيْ إذَا أَفْرَدَهَا كَمَا مَرَّ عَنْ الْفَتْحِ ثُمَّ النَّدْبُ بِاعْتِبَارِ الزَّمَانِ لِأَنَّهَا بِاعْتِبَارِ ذَاتِهَا سُنَّةٌ مُؤَكَّدَةٌ أَوْ وَاجِبَةٌ كَمَا مَرَّ أَيْ أَنَّهَا فِيهِ أَفْضَلُ مِنْهَا فِي غَيْرِهِ». انظر: «رد المحتار على الدر المختار» 2/ 473.
Писал выдающийся маликитский правовед Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад ар-Ру’айни аль-Магриби, известный как аль-Хаттаб: «Сказал Санад (Абу Али Санад ибн ‘Инан (‘Анан) аль-Азди аль-Мисри аль-Малики): «Шариат побуждает совершать умру в рамадане, поскульку есть надежды на увеличение вознаграждения»… Сказано в «Мухтасар аль-Уадыха» и передал это Ибн Фархун: «Лучшие месяцы для умры — это раджаб и рамадан». Закончилась цитата». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 3/29.
قال العلامة شمس الدين محمد بن محمد الرعيني المغربي المعروف بالحطاب المالكي: «قَالَ سَنَدٌ — وهو: أبو على سند بن عنان الأزدي المصري المالكي — : وَقَدْ رَغَّبَ الشَّرْعُ فِي الْعُمْرَةِ فِي رَمَضَانَ لِمَا يُرْجَى مِنْ تَضَاعُفِ الْحَسَنَاتِ … وَفِي مُخْتَصَرِ الْوَاضِحَةِ، وَنَقَلَهُ ابْنُ فَرْحُونٍ أَفْضَلُ شُهُورِ الْعُمْرَةِ رَجَبٌ وَرَمَضَانُ انْتَهَى». انظر: «مواهب الجليل» 3/ 29.
Писал имам Мухьиддин Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии: «Желательно совершать ее (умру) побольше без разногласий у нас (шафиитов). Сказали наши товарищи (т.е. ученые-шафииты): «Желательно совершать умру в месяцы хаджа и в рамадан, согласно упомянутым ранее хадисам». Сказал аль-Мутауалли и другие: «Умра в рамадане лучше, чем та что, совершена в другое время года». — Согласно приведенному выше хадису». См. «Маджму'» 7/147-148.
قال الإمام محيي الدين يحيى بن شرف النووي الشافعي: «ييُسْتَحَبُّ الْإِكْثَارُ مِنْهَا بِلَا خِلَافٍ عِنْدَنَا قَالَ أَصْحَابُنَا وَيُسْتَحَبُّ الِاعْتِمَارُ فِي أَشْهُرِ الْحَجِّ وَفِي رَمَضَانَ لِلْأَحَادِيثِ السَّابِقَةِ قَالَ الْمُتَوَلِّي وَغَيْرُهُ وَالْعُمْرَةُ فِي رَمَضَانَ أَفْضَلُ مِنْهَا فِي بَاقِي السَّنَةِ لِلْحَدِيثِ السَّابِقِ». انظر: «المجموع شرح المهذب» 7/ 147-148.
Писал выдающийся ученый шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути аль-Ханбали: «Желательно повторять ее (умру) в рамадан, поскольку она приравнивается к хаджу». См. «Ар-Рауд аль-мурби'», с. 284.
قال العلامة منصور بن يونس البهوتي الحنبلي: «ويستحب تكرارها في رمضان لأنها تعدل حجة». انظر: «الروض المربع»، ص. 284.
Служит ли умра в рамадан заменой обязательному хаджу?
Что касается равенства хаджу, то это относится к ожидаемой награде. И умра не засчитывается как изначально обязательный хадж, или хадж, который мусульманин дал обет исполнить.
Писал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Ибн Хузейма насчет этого хадиса сказал, что одно подобно другому и становится приравненным к нему, когда стало подобным ему в некоторых смыслах, а не всех. Поскольку умра не заменяет ни обязанность совершения хаджа, ни выполнение хаджа по обету». См. «Фатх аль-Бари» 3/604.
قال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي: «قَالَ بن خُزَيْمَةَ فِي هَذَا الْحَدِيثِ أَنَّ الشَّيْءَ يُشْبِهُ الشَّيْءَ وَيُجْعَلُ عَدْلَهُ إِذَا أَشْبَهَهُ فِي بَعْضِ الْمَعَانِي لَا جَمِيعِهَا لِأَنَّ الْعُمْرَةَ لَا يُقْضَى بهَا فرض الْحَج وَلَا النّذر». انظر: «فتح الباري» 3/ 604.
Писал имам Сираджуддин ибн аль-Муляккын аш-Шафии: «Его слова (в хадисе): «Умра в рамадан — это хадж», — то есть по награде за нее. И под хаджем имеется в виду дополнительный желательный хадж. Ведь награда за деяния увеличивается при увеличении достоинства временного промежутка, или с чистотой намерения, или с присутствием сердца». См. «Ат-Таудых» 12/231.
قال الإمام سراج الدين بن الملقن الشافعي: «وقوله: («فَإِنَّ عُمْرَةً فِي رَمَضَانَ حَجَّةٌ») أي: ثوابها، والمراد حجة التطوع، وثواب الأعمال يزيد بزيادة شرف الوقت، أو خلوص القصد وحضور القلب». انظر: «التوضيح» 12/ 231.