Нужно ли уточнять степень надежности отдельных сподвижников как передатчиков хадисов? Имам ас-Саффарини

10 месяцев назад | 320

الإمام السفاريني: هل يسأل عن عدالة أحد من الصحابة؟

Писал имам Шамсуддин Абу аль-Аун ас-Саффарини аль-Ханбали:

«Знай, что все сподвижники, да будет доволен ими Аллах — надежные, их передача принимается. И не спрашивается о надежности кого-либо из них согласно Корану, сунне и единогласному мнению тех из исламской общины, с чьим мнением считаются.

Всевышний сказал: «Вы лучшая община, созданная для людей». (Семейство Имрана, 110) Было сказано, что муфассиры единогласны в том, что это говорится о сподвижниках. И даже при том, что многие склонились к заключению о том, что общий смысл этого аята относится ко всей общине Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то ведь к сподвижникам этот общий смысл относится в первую очередь.
Всевышний также сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве». (Корова, 143) — Это обращение к тем, кто был в то время.
И сказал Всевышний: «Мухаммад – Посланник Аллаха. А те, которые с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой». (Победа, 29)

В двух «Сахихах» в хадисе через Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передано: «Не ругайте моих сподвижников. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если кто-то из вас пожертвует золото в размере горы Ухуд, то не будет это равно мудду, пожертвованному одним из них, и даже его половине». Эти слова были сказаны по определенной причине, но значение имеет общее значение фразы. И это не считается противоречием тому обстоятельству, что данная речь была обращена также к сподвижникам. Поскольку имеется ввиду: пусть не мои сподвижники не ругают моих сподвижников, и пусть одни из моих сподвижников не ругают других. Смысл в том, что вообще запрещено, чтобы к ним было обращено порочение.

А имам Ибн Абдульбарр в предисловии книги «аль-Исти’аб» передал единогласное мнение приверженцев истины из мусульман, то есть ахлю ас-сунна уаль-джама’а, о том, что все сподвижники являются надежными».

См. «Ляуаих аль-анвар ас-сания уа лауикых аль-афкар ас-сунния» 2/90-91.

قال الإمام شمس الدين أبو العون السفاريني الحنبلي: «واعلم أن الصحابة رضي اللَّه عنهم كلهم عدول (مقبولوا) الرواية فلا يسأل عن عدالة أحد منهم بالكتاب والسنة وإجماع المعتبرين من الأمة قال تعالى: {كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ} [آل عمران: 110]
قيل اتفق المفسرون أن ذلك في الصحابة وإن رجح كثير عمومها في أمة محمد -صلى اللَّه عليه وسلم-، فهم أولى بالدخول في العموم، وكذلك قوله تعالى: {وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ} [البقرة: 143]. هذا خطاب للموجودين حينئذ وقال تعالى: {مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ. . .} [الفتح: 29] الآيات.
وفي الصحيحين من حديث أبي سعيد الخدري رضي اللَّه عنه: لا تسبوا أصحابى فوالذي نفسي بيده لو أن أحدكم أنفق مثل أحد ذهبًا ما أدرك مد أحدهم ولا نصيفه».
وهذا وإن ورد على سبب فالعبرة بعموم اللفظ، ولا ينافي ذلك كون الخطاب لأصحابه أيضًا لأن المراد لا يسب غير أصحابي أصحابي ولا يسب بعضهم بعضًا فالمراد النهي عن حصول السب لهم مطلقًا.
وقد حكى الإمام ابن عبد البر في مقدمة الإستيعاب إجماع أهل الحق من المسلمين وهم أهل السنة والجماعة أن الصحابة كلهم عدول».
انظر: «لوائح الأنوار السنية ولواقح الأفكار السنية شرح قصيدة ابن أبي داود الحائية في عقيدة أهل الآثار السلفية» 2/ 90-91.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...