Сколько дней можно совершать жертвоприношение?

23.08.2018 | 592

أيام ذبح الأضحية

Кто не успел совершить жертвоприношение в день праздника Ид аль-адха (Курбан-Байрам), того эта информация может обнадежить. А кого-то из тех, кто привык откладывать все на последний день, она может застать врасплох и поторопить.

Насчет того, когда заканчивается время для жертвоприношения, у ученых несколько мнений, и основные из них два: мнение ученых шафиитского мазхаба и мнение большинства ученых из трех остальных мазхабов.

Для тех, кто следует мазхабу имама аш-Шафии, или более склонен к нему, ответ на данный вопрос содержится в следующих словах имама, шейх уль-Ислама Мухьиддина ан-Навави аш-Шафии:

«Дни закалывания жертвенного животного — это день жертвоприношения (день праздника) и (следующие за ним) три дня ташрика. Таков наш (шафиитский) мазхаб. В соответствии с этим высказался ‘Али ибн Аби Талиб, Джубейр ибн Мут’им, Ибн ‘Аббас, ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Сулейман ибн Муса аль-Асади — правовед жителей Шама, Макхуль и Дауд аз-Захири». См. «Маджму'» 8/390.

قال الإمام شيخ الإسلام محيي الدين النووي الشافعي: «أَيَّامُ نَحْرِ الْأُضْحِيَّةِ يَوْمُ النَّحْرِ وَأَيَّامُ التَّشْرِيقِ الثَّلَاثَةُ هَذَا مذهبنا وبه قال علي ابن أَبِي
طَالِبٍ وَجُبَيْرُ بْنُ مُطْعَمٍ وَابْنُ عَبَّاسٍ وَعَطَاءٍ وَالْحَسَنِ الْبَصْرِيِّ وَعُمَرَ بْنِ عَبْدِ الْعَزِيزِ وَسُلَيْمَانُ بْنُ مُوسَى الْأَسَدِيُّ فَقِيهُ أَهْلِ الشَّامِ وَمَكْحُولٌ وَدَاوُد الظَّاهِرِيُّ».
انظر: «المجموع» 8/ 390.

А для тех, кто придерживается мазхаба имама Абу Ханифы, или мазхаба имама Малика, или мазхаба имама Ахмада ибн Ханбаля, или имеет склонность к какой-либо из этих правовых школ, ответом будут следующие слова имама, шейх уль-Ислама Муваффакуддина ибн Кудамы аль-Макдиси аль-Ханбали:

«Конец времени жертвоприношения. Его время заканчивается с окончанием второго из дней ташрика. И получается, что дней заклания животных три: день праздника и два дня после него. Это мнение Умара, ‘Али, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры и Анаса. Сказал Ахмад: «Для закалывания животных есть три дня, как передано от нескольких сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». А в другой передаче (от Ахмада): «… от пяти сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». — И он не упомянул (среди них) Анаса. Это также мнение Малика, ас-Саури и Абу Ханифы. И передано от ‘Али (другое мнение), что время заканчивается с окончанием последнего дня ташрика». См. «Аль-Мугни» 9/453.

قال الإمام شيخ الإسلام موفق الدين بن قدامة المقدسي الحنبلي: «آخِرُ الْوَقْتِ، وَآخِرُهُ آخِرُ الْيَوْمِ الثَّانِي مِنْ أَيَّامِ التَّشْرِيقِ فَتَكُونُ أَيَّامُ النَّحْرِ ثَلَاثَةً؛ يَوْمُ الْعِيدِ، وَيَوْمَانِ بَعْدَهُ. وَهَذَا قَوْلُ عُمَرَ، وَعَلِيٍّ، وَابْنِ عُمَرَ، وَابْنِ عَبَّاسٍ، وَأَبِي هُرَيْرَةَ، وَأَنَسٍ. قَالَ أَحْمَدُ: أَيَّامُ النَّحْرِ ثَلَاثَةٌ، عَنْ غَيْرِ وَاحِدٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -. وَفِي رِوَايَةٍ، قَالَ: خَمْسَةٌ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -. وَلَمْ يَذْكُرْ أَنَسًا. وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ، وَالثَّوْرِيِّ، وَأَبِي حَنِيفَةَ. وَرُوِيَ عَنْ عَلِيٍّ، آخِرُ أَيَّامِ التَّشْرِيقِ».
انظر: «المغني» 9/ 453.

Таким образом мы получаем четыре дня согласно утвержденному мнению шафиитской правовой школы и три дня согласно мнению большинства.
Остается только уточнить, что день в шариате заканчивается с наступлением времени вечерней (магриб) молитвы, т.е. с заходом Солнца.

 

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...