Ученые мирской жизни и ученые последней жизни. Имам Ибн аль-Джаузи

11.07.2018 | 4924

الإمام ابن الجوزي: علماء الدنيا وعلماء الآخرة

Пишет имам Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «Я призадумался над завистью между учеными, и увидел, что ее источник — любовь к (прикрасам) мирской жизни. Ведь ученые последней жизни любят друг друга, а не завидуют друг другу. Как сказал Великий и Величественный Аллах: «… И не ощущают в своем сердце никакой нужды к тому, что даровано им (другим)». (Собрание, 9) И сказал Всевышний: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал». (Собрание, 10)
Абу Дарда каждую ночь делал дуа за целую группу своих братьев (по вере).
Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил сыну аш-Шафии: «Твой отец из тех шести, за кого я делаю дуа каждую ночь перед рассветом».
А различает между двумя группами то, что ученые мирской жизни стремятся к главенству в ней, любят многочисленность слушателей и похвал. А ученые последней жизни избавлены от влечения к этому, опасаются подобного положения и с сочувствием относятся к тем, кого это постигло.
Ан-Нахаи не прислонялся к столбу (в мечети, чтобы не выглядеть важным человеком).
Алькама говорил: «Не люблю, чтобы за мной ходили и говорили: «Это Алькама»».

См. «Сейд аль-хатыр», с. 31.

قال الإمام أبو الفرج عبد الرحمن بن الجوزي الحنبلي: «تأملت التحاسد بين العلماء، فرأيت منشأه من حب الدنيا، فإن علماء الآخرة يتوادون، ولا يتحاسدون: كما قال عَزَّ وَجَلَّ: {وَلا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِمَّا أُوتُوا} «الحشر:9″، وقال تعالى: {وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْأِيمَانِ وَلا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا} «الحشر:10».
وقد كان أبو الدرداء يدعو كل ليلة لجماعة من إخوانه.
وقال الإمام أحمد بن حنبل لولد الشافعي: أبوك من الستة الذين أدعو لهم كل ليلة وقت السحر.
والأمر الفارق بين الفئتين: أن علماء الدنيا ينظرون إلى الرئاسة فيها، ويحبون كثرة الجمع والثناء، وعلماء الآخرة بمعزل من إيثار ذلك، وقد كان يتخوفونه، ويرحمون من بلي به.
وكان النَّخَعَيُّ لا يستند إلى سارية.
وقال علقمة: أكره أن يوطأ عقبي، ويقال: علقمة».

انظر: «صيد الخاطر»، ص. 31.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (6 оценок, среднее: 3,83 из 5)
Загрузка...