Аль-Ахкам аль-уад’ия. Вторая группа

06.02.2018 | 4511

Продолжая знакомиться с азами науки усуль аль-фикх и понятиями из раздела о видах правовых положений (ахкам), рассмотрим в этой заметке второй вид постановлений, отнесенных к аль-ахкам аль-уад’ия. Введение и объяснение первого вида было здесь: https://muntaqa.info/ahkamw Ко второму виду относятся следующие постановления: сыхха, фасад, бутлян, ада, и’ада,  када, ‘азима, рухса. Как говорилось ранее, некоторые ученые склонялись к отнесению части постановлений из этой группы к «аль-ахкам ат-таклифия«, так как они описывают не только действие и действительность положений, характеризующих возложенную ответственность, но и сами говорят о характере возложенной ответственности, характере того, что шариат требует от человека. И некоторые ученые выделили определенные из этих положений в отдельную группу. Но это большой роли не играет, поскольку данное различие больше формальное, аналитическое, нежели сущностное.

Эти виды постановлений можно также разделить на три группы, исходя из того, с какой стороны они характеризуют явление.
Первая группа: сыхха, фасад, бутлян.
Вторая: ада, и’ада, када.
Третья: ‘азима и рухса.

Сыхха, фасад и бутлян.

1. Сыхха.

Сыхха (действительность) — описание тем, что требуемый от рассматриваемого волеизъявления результат получен, будь это поклонение или сделка.

В поклонении действительно (сахих) то, что засчитывается и избавляет от необходимости возмещения (када).
Как молитва или пост, совершенные с соблюдением всех условий (шурут), столпов (аркан), обязательных моментов (уаджибат) и отстранением от всего, что нарушает (мубтылят) данное поклонение. — Такая молитва или пост засчитываются, и нет необходимости их возмещать.

Во взаимоотношениях (сделках) действительно (сахих) то, в результате чего вступают в действие положения данной операции.
Как, например, с покупкой-продажей: если операция действительна, то владение переходит от продавца к покупателю.
Или с никахом (брачным договором), с действительностью которого становится разрешенным половой акт, утверждается родословная потомства и на мужа возлагается обязанность содержать жену.

2. Фасад и бутлян.

Фасад (испорченность) и бутлян (недействительность) у большинства ученых считаются синонимами и указывают на одно и то же: описание тем, что требуемый от рассматриваемого волеизъявления результат не получен. Как с молитвой, совершенной до наступления ее времени.
Исключение предусмотрено только для двух вопросов:
1) если человек, совершающий хадж, будучи в ихраме, совершит половой акт до первого «тахаллюля», то его хадж будет «фасид» (испорчен), и его будет обязательно довести до конца, а затем возместить, совершив заново. А если кто-то выйдет из Ислама, совершая хадж, то его хадж будет «батыль» (недействителен).
2) Если кто-то заключит никах при таких условиях, с которыми он будет недействителен у всех ученых, то про такой никах говорят «батыль». Как с тем, кто женится на женщине, у которой еще не закончился срок «идда» после предыдущего развода с другим мужем.
Если кто-то заключит никах при таких условиях, о которых часть муджтахидов сказала, что такой никах действителен, а часть сказала, что недействителен, то тогда этот никах для одних считается «сахих» — действительным, а для других «фасид» — испорченным, но не батыль. Как с известным вопросом о никахе без опекуна.

Ученые-ханафиты разделили между фасидом и батылем в разделе взаимоотношений. Согласно их методологии в этом разделе между фасадом и бутляном есть существенная разница, и положения делятся на три категории:
Сахих (действительное, правильное) — то, что узаконено, как в своей основе, так и в наличествующих качествах. Как разрешенная правильная торговая сделка.
Фасид (испорченное) — то, что узаконено в своей основе, но не узаконено в наличествующих качествах. Как купля-продажа чего-либо разрешенного после призыва к пятничной молитве. В основе купля-продажа чего-либо дозволенного разрешена, но в этом примере у сделки есть запретное качество — то, что она произошла после призыва к пятничной молитве. Сделка остается действительной, но она «фасид», испорчена, и ее участники несут на себе бремя греха за ослушание.
Батыль (недействительное) — то, что не узаконено в своей основе. Как покупка-продажа свиньи.

Ада, и’ада, када.

1. Ада.

Ада (исполнение) — это выполнение требуемого один раз в отведенное шариатом время.

2. И’ада.

И’ада (переделывание) — это повторное совершение требуемого в отведенное шариатом время или после него в случае переделывания (и’ада) возмещения (када), преследуя шариатскую цель.

Пример и’ада в отведенное время: некто сделал молитву зухр в начале ее времени, затем еще задолго до выхода ее времени вспомнил, что совершил ее без омовения. Он делает омовение и повторяет молитву еще до выхода ее времени.

Пример исключения: некто совершил молитву зухр с намерением, что делает аср. После наступления времени молитвы аср он вспомнил это и понял, что та его молитва была недействительной. Он возмещает (када) молитву зухр когда уже наступило время молитвы аср. Затем вспоминает, что у него нет омовения, а значит возмещение недействительно. Он совершает омовение и затем переделывает (и’ада) возмещение (када).

Шариатские цели, которые преследуются при этом могут быть следующими:
— совершение того, что желательно повторить. Как повторное совершение молитвы с омовением, если вода была найдена до выхода ее времени, а первая молитва была совершена с таяммумом.
— Совершение того, в повторении чего больше достоинства и награды. Как у того, кто совершил обязательную молитву один, а затем повторил с группой.
— Совершение того, что осталось вмененным в обязанность из-за недействительности того, что было сделано в первый раз.

3. Када.

Када (возмещение) — совершение того, что велено, полностью после истечения отведенного шариатом времени, поскольку оно было упущено, независимо от причины упущения.

Следует обратить внимание на слово «полностью», так как если некто совершил один ракат намаза вовремя, а остальные доделал после истечения времени, то это не считается возмещением.
Независимо от причины — то есть независимо от того, есть у человека приемлемое в шариате оправдание за пропуск, или нет.

‘Азима и рухса

1. ‘Азима.

‘Азима — это шариатское постановление, каким оно установлено доводами в основе, при отсутствии того, что изменяло бы его.
То есть это все шариатские положения, которые указывают на требование, будь то уаджиб, мандуб, макрух или харам, какими они установлены и действуют в основе. Будь то обязанность совершения зухра и асра по четыре раката, обязанность поста днем рамадана, запрет поедания мертвечины и т.д.

2. Рухса.

Рухса (облегчение) — шариатское постановление, не соответствующее основному, действующее при наличии довода на исключительность, противоречащего основному.
Или: дозволение запретного при том, что остается причина запрета.
Как дозволение в пути сокращать зухр и аср до двух ракатов и не держать пост. И дозволение есть мертвечину при угрозе смерти.
К рухсе не относится то, что и так дозволено в шариате, не относятся отмененные положения и не относятся положения, которые в нашем шариате облегчены и упрощены по сравнению с шариатами предшествующих общин. Если это называют рухсой, то со стороны усуль аль-фикха это следует считать метафорой, не употреблением термина в его истинном значении.

 

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (16 оценок, среднее: 2,94 из 5)
Загрузка...