Слова имама Ибн Таймии о фанатизме в следовании за имамом, и с чьим поведением в наше время они соотносятся больше всего

31.12.2017 | 6429

Говорил имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «…Подобно тому, кто фанатично привержен Малику или аш-Шафии, или Ахмаду, или Абу Ханифе, и считает, что мнение именно этой определенной личности — истина, которой должны следовать, помимо мнения имама, который ему противоречит. Кто поступает так, тот невежда и заблудший.
И может быть даже неверным. Если человек имеет убеждение, что (всем) людям обязательно нужно следовать именно за одним определенным из тех имамов, и ни за каким-нибудь другим из имамов, то такого обязательно призвать к покаянию, а если не покается, то казнить»
. См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/248-249.

قال الإمام تقي الدين أحمد بن تيمية: «كَمَنْ يَتَعَصَّبُ لِمَالِكِ أَوْ الشَّافِعِيِّ أَوْ أَحْمَد أَوْ أَبِي حَنِيفَةَ وَيَرَى أَنَّ قَوْلَ هَذَا الْمُعَيَّنِ هُوَ الصَّوَابُ الَّذِي يَنْبَغِي اتِّبَاعُهُ دُونَ قَوْلِ الْإِمَامِ الَّذِي خَالَفَهُ. فَمَنْ فَعَلَ هَذَا كَانَ جَاهِلًا ضَالًّا؛ بَلْ قَدْ يَكُونُ كَافِرًا؛ فَإِنَّهُ مَتَى اعْتَقَدَ أَنَّهُ يَجِبُ عَلَى النَّاسِ اتِّبَاعُ وَاحِدٍ بِعَيْنِهِ مِنْ هَؤُلَاءِ الْأَئِمَّةِ دُونَ الْإِمَامِ الْآخَرِ فَإِنَّهُ يَجِبُ أَنْ يُسْتَتَابَ فَإِنْ تَابَ وَإِلَّا قُتِلَ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 22/ 248-249.

Независимо от того, прав имам или неправ в таком заключении, посмотрим на то, кто в наше время ведет себя так, как было описано, а к кому эти слова в наше время применяются не по праву.

Обычно эту цитату распространяют люди, над которыми верх взяла неприязнь к мазхабам имамов ахлю ас-сунна, и они ее преподносят в ключе: кто привержен одному мазхабу, тот заблудший, кто считает, что мусульманам нужно выбрать для себя один из четырех и следовать ему, того нужно призвать к покаянию или казнить, это фанатизм!

Но давайте рассмотрим эту цитату упорядоченно.

1. Имам Ибн Таймия осуждал в ней чрезмерную приверженность только к четырем мазхабам, или саму чрезмерную приверженность, независимо от того, к кому она проявляется?
Ответ очевиден: саму чрезмерную приверженность, к кому бы она ни проявлялась. Поскольку именно чрезмерная приверженность причина отклонения и перегибов, а не следование за каким-нибудь определенным из признанных ученых-муджтахидов, имена которых он здесь упомянул только для примера. И поскольку сам имам подтвердил, что последовавшие за любым из четырех имамов — преуспевшие верующие: https://muntaqa.info/mazhab

2. О чем говорил имам Ибн Таймия в первой части?
Ответ: об обязывании всех мусульман следованием «более сильным» мнениям какого-то человека и об ограничении истины только этими мнениями.

3. О чем именно говорил имам Ибн Таймия во второй части?
— О том случае, когда некто говорит, что мусульманам нужно выбрать для себя любой из четырех мазхабов, каждый из который разработан десятками ученых, и затем следовать ему?
— Или о том случае, когда некто вынашивает убеждение, что во всем прав только один определенный шейх/имам, и всякий противоречащий этому шейху противоречит сунне, впадает в заблуждение, и нужно срочно всем донести мнения этого шейха, чтобы все следовали за ним, ведь его мнения — это полное следование сунне?
Ответ: имам говорит о втором, и это не скрыто. И не получится первый вариант выдать за второй, кроме как перед теми, кто закрывает глаза на суть сказанного.

4. Соответствует ли это описание тому, что широко распространено и общепринято среди просвещенных приверженцев четырех мазхабов? 
Ответ: в среде просвещенных приверженцев мазхабов не распространено ничего из этого. Они не говорят, что только один их имам однозначно во всем прав. Более того: они не следуют исключительно за одним имамом, так как каждый мазхаб — это мнения не только одного имама, а мнения очень большого «коллектива» муджтахидов и ученых в самых разных науках, которые веками дополняли и исправляли друг друга, пока мазхабы не устоялись. Они даже не говорят, что всем обязательно следовать только одному их мазхабу, не то что имаму. Но они могут сказать, что их мазхаб лучше, чем другие, более верен, более соответствует доводам, и поэтому они следуют ему и другим советуют следовать ему. И некоторые из них говорят, что мусульманам необходимо выбирать один из четырех и следовать во всем ему. Не именно их определенный мазхаб, а любой из четырех. И даже это мнение известно от малого количества ученых, а преобладает мнение, что обычные мусульмане имеют право обращаться за фатвами к ученым любых мазхабов. Даже среди простых последователей мазхабов преобладает мнение, что все, кто следует любому из четырех мазхабов, не заслуживают порицания. А что касается крайностей, то они в редких случаях проявляются со стороны тех, кто не имеет отношения к знаниям, и просто унаследовал определенный религиозный уклад от своих предков.

5. Соответствует ли это описание тому, что широко распространено и известно от многих выступающих от имени знания современных приверженцев «более сильных мнений»?
Ответ: Вполне. И примеры этого не нуждаются даже в том, чтобы заниматься их поиском. Куда бы ни попал такой человек, он устраивает смуту, потому что мусульмане там делают все «не по сунне«, то есть следуют не за тем шейхом, за которым следует он. Или даже потому что следуют не за ним самим. Это явление настолько распространилось, стало настолько известным, и стало причиной стольких раздоров среди мусульман, что теперь одно за другим выходят разъяснения ученых с опровержением подобных представлений и предостережением от подобного поведения. Вот, для примера, разъяснение
шейха Мухаммада Баджабира: https://muntaqa.info/dovte, вот еще одно: https://muntaqa.info/navjaz и еще: https://muntaqa.info/manaalam,
— вот шейха Салиха аль-Усейми: https://muntaqa.info/usejmi-ragih-mazhab и еще: https://muntaqa.info/velichie,
— вот шейха Амира Бахджатаhttps://muntaqa.info/mazdov,
— вот шейха Саида аль-Камали: https://muntaqa.info/lozungi,
— вот шейха Хатима аль-Ауни, который не следует определенному мазхабу, а сам рассматривает доводы: https://muntaqa.info/rdzhkld
— а вот часть докторской работы, посвященная предотвращению подобного явления: https://muntaqa.info/pmath.
Стоит человеку проникнуться этим призывом, суть которого: «у нас все на доводах, а у остальных нет, и потому следовать за ними нельзя», или стоит появиться такому человеку в любой стране, в любой мечети, где люди делают молитву не по книге его шейха, а по мазхабу одного из четырех имамов, то он полон расстройства и возмущения. Если придерживаются положений религии так, как изложено в каком-нибудь из четырех мазхабов, а не так, как «по сунне» изложил интернет-проповедник, за которым он следует, то он сразу готов порицать, а порой и обвинять в совершении харама, нововведений и иногда даже в нововведенчестве. Таким образом он считает, что истинно мнение только его шейха/наставника, и следовать нужно именно за ним, помимо кого-то еще. Не может смириться с тем, что кто-то считает, что другие мнения могут быть правильными, а его мнение ошибочным. Не может смириться с самим существованием иных мнений. Порой даже не может признать их существование. А шейх уль-Ислам о том, чье положение таково, сказал: «Невежда и заблудший». И имеет ли такой человек убеждение, что все люди обязаны следовать за его шейхом, а иначе будут в заблуждении и будут противоречить сунне? — О наличии такого убеждения у них постоянно свидетельствуют их слова и дела. А теперь стоит подняться вверх и заново прочитать слова шейха уль-Ислам Ибн Таймии.

Дополнительная информация.

Есть такая ситуация, при которой всем людям определенной местности несомненно будет обязательным следовать во всем за одним имамом: когда нет доступа к иным ученым, их пояснениям и мнениям. Писал имам Бадруддин аз-Заркаши аш-Шафии: «Если (где-то) есть только один муфтий, то обращаться следует именно к нему». См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 8/365.

قال الإمام بدر الدين الزركشي الشافعي: «إذَا لَمْ يَكُنْ هُنَاكَ إلَّا مُفْتٍ وَاحِدٌ ٌ تَعَيَّنَتْ مُرَاجَعَتُهُ».
انظر: «البحر المحيط» 8/ 365.

Дополнительная информация 2.

Слова ученых и имамов религии об отношении к иным мнениям и приверженности иным мнениям в вопросах иджтихада были собраны здесь: https://muntaqa.info/lainkar

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...