Обязаны ли обычные мусульмане требовать у ученых доказательства в вопросах фикха и анализировать их?

30.04.2017 | 1190

هل يجب على عوام المسلمين أن يطلبوا الأدلة من المفتين وينظروا فيها بالبحث عن الحكم الراجح؟

Пишет имам Муваффакуддин Ибн Кудама аль-Макдиси: «Сказали некоторые кадариты, что простые мусульмане обязаны рассматривать доказательства и в вопросах фикха тоже. — И это несостоятельно по единогласному мнению сподвижников: они давали фатвы простым мусульманам, не приказывая им достигать степени иджтихада. Это из того, что невозможно не знать в религии, и это известно большим числом передач (тауатур) от ученых и простых мусульман из их (сподвижников) числа».
См. «Рауда ан-назыр» 3/1019.

يقول الإمام موفق الدين ابن قدامة رحمه الله:

«وذهب بعض القدرية إلى أن العامّة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضًا
وهو باطل بإجماع الصحابة؛ فإنهم كانوا يفتون العامّة، ولا يأمرونهم بنيل درجة الاجتهاد، وذلك معلوم على الضرورة والتواتر من علمائهم وعوامّهم».

انظر: «روضة الناظر وجنة المناظر» 3/ 1019.

И говорил шейх уль-Ислам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «Также и с вопросами ответвлений (т.е. фикха): среди ушедших в крайность мутакаллимов и занятых фикхом были те, кто вменил в обязанность рассмотрение (доказательств) и иджтихад для каждого, даже для обычных мусульман. И это слабое мнение. Потому что если бы достижение знания в этих вопросах было личной обязанностью каждого, то эта обязанность была бы связана со способностью их познать. А способность достичь их познания, исходя из детализованных доказательств, недостижима или труднодостижима для большинства обычных мусульман».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 20/203.

См. также: «Откуда взялось мнение о запрете таклида для всех мусульман?»

وقال شيخ الإسلام تقي الدين أحمد بن تيمية:

«وَكَذَلِكَ الْمَسَائِلُ الفروعية: مِنْ غَالِيَةِ الْمُتَكَلِّمَةِ وَالْمُتَفَقِّهَةِ مَنْ يُوجِبُ النَّظَرَ وَالِاجْتِهَادَ فِيهَا عَلَى كُلِّ أَحَدٍ حَتَّى عَلَى الْعَامَّةِ وَهَذَا ضَعِيفٌ؛ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ طَلَبُ عِلْمِهَا وَاجِبًا عَلَى الْأَعْيَانِ فَإِنَّمَا يَجِبُ مَعَ الْقُدْرَةِ وَالْقُدْرَةُ عَلَى مَعْرِفَتِهَا مِنْ الْأَدِلَّةِ الْمُفَصَّلَةِ تَتَعَذَّرُ أَوْ تَتَعَسَّرُ عَلَى أَكْثَرِ الْعَامَّةِ».

انظر: «مجموع الفتاوى» 20/ 203.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...