Как раньше относились ученые к тем, кто появлялся с призывом, по которому только они следуют сунне и манхаджу сподвижников в отличие от остальных?
15.12.2017 | 3913
ما هو موقق العلماء قديما ممن يدعي أنه على منهج الكتاب والسنة وأنه سلفي قح بخلاف غيره ويتطاول على الأئمة ويخوض في أعراض الناس؟
Пишет хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии в биографии шейха Ибрахима ибн Умара аль-Букаы аш-Шафии:
«Он полагал, что является оценщиком современников по Книге Аллаха и сунне Его посланника, и заявлял, что по интуиции дал ответ, над которым Такыюддин ас-Субки думал сорок лет, и что он не выходит за границы Корана и сунны, более того: что его нравы — это нравы сподвижников, при том, что он бросался в людей обвинениями в распутстве, нечестии, лжи, невежестве, использовал выражения, которые не выскажет разумный человек; был противоречив, совершал скверные поступки и был полон зависти. И как же прекрасны слова шейха ханбалитов и их кадыя аль-‘Изза аль-Кинани — который в прежние времена был его товарищем — это слышало от него несколько достойных доверия: «Клянусь Аллахом, не следует он ни одной сунне, и более всего он похож на хариджитов. В том, что приукрашивает (свои) мерзкие интересы (цели) и преподносит их (людям) в виде проявления религиозности»». См. «Ад-Дау аль-лями'» 1/103.
А в наше время именно такое поведение, зачастую, отражает призыв многих партий и группировок, относящих себя к «настоящим последователям саляфов».
قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي في ترجمة الشيخ إِبْرَاهِيم بن عمر البقاعي الشافعي: «… بِحَيْثُ زعم أَنه قيم العصريين بِكِتَاب الله وَسنة رَسُوله وَأَنه أبدى ببديهته جَوَابا مكث التقي السُّبْكِيّ وَاقِفًا عَنهُ أَرْبَعِينَ سنة وَأَنه لَا يخرج عَن الْكتاب وَالسّنة بل هُوَ منطبع بطباع الصَّحَابَة مَعَ رميه للنَّاس بِالْقَذْفِ وَالْفِسْق وَالْكذب وَالْجهل وَذكر ألفاظا لَا تصدر من عَاقل وَأُمُور متناقضة وأفعال سَيِّئَة وحقد تَامّ وَمَا أحسن قَول شيخ الْحَنَابِلَة وقاضيهم الْعِزّ الْكِنَانِي وَكَانَ قَدِيما من أكبر أَصْحَابه مِمَّا سَمعه مِنْهُ غير وَاحِد من الثِّقَات: وَالله أَنه لم يتبع سنة وَاحِدَة وَأَنه لأشبه بالخوارج فِي تنميق الْمَقَاصِد الخبيثة وإخراجها فِي قالب الدّيانَة».
انظر: «الضوء اللامع» 1/ 103.