Кто следует «не тому» манхаджу?

17.07.2017 | 1164

من هو الذي منهجه غير صحيح؟

Интересно, сколько бы оскорблений, джархов, обвинений в нововведенчестве, хизбизме, халябизме, ихванстве, ашаризме, джахмизме и суфизме было бы в наше время выпущено в адрес того, кто сказал бы:

«Люди знают, что между ханбалитами и ашаритами было чуранье* и взаимная неприязнь. И я был из тех, кто сделал самый большой вклад в единение сердец мусульман, стремясь к достижению их сплоченности в позиции, и следуя тому, что нам велено насчет крепкой хватки за вервь Аллаха. Я убрал большую часть того, что было в сердцах из чуранья и разъяснил, что (Абу аль-Хасан) аль-Аш’ари был одним из величайших мутакаллимов, относившихся к имаму Ахмаду, да помилует его Аллах, и к подобным ему, оказывавших поддержку его (Ахмада) пути, как упоминал это аль-Аш’ари в своих книгах».

Но сказал это шейх уль-Ислам Ибн Таймия, как это приводится в «Маджму’ аль-фатауа» 3/227-228.

* Чураться — избегать, сторониться, шарахаться, дичиться.

كم من طعونات وجرحات واتهامات بالبدعة والحلبية والحزبية والإخوانية والأشعرية والجهمية والصوفية تصدر لا محالة في حق قائل في زماننا:

«وَالنَّاسُ يَعْلَمُونَ أَنَّهُ كَانَ بَيْنَ الْحَنْبَلِيَّةِ وَالْأَشْعَرِيَّةِ وَحْشَةٌ وَمُنَافَرَةٌ. وَأَنَا كُنْت مِنْ أَعْظَمِ النَّاسِ تَأْلِيفًا لِقُلُوبِ الْمُسْلِمِينَ وَطَلَبًا لِاتِّفَاقِ كَلِمَتِهِمْ وَاتِّبَاعًا لِمَا أُمِرْنَا بِهِ مِنْ الِاعْتِصَامِ بِحَبْلِ اللَّهِ وَأَزَلْت عَامَّةَ مَا كَانَ فِي النُّفُوسِ مِنْ الْوَحْشَةِ وَبَيَّنْت لَهُمْ أَنَّ الْأَشْعَرِيَّ كَانَ مِنْ أَجَلِّ الْمُتَكَلِّمِينَ الْمُنْتَسِبِينَ إلَى الْإِمَامِ أَحْمَدَ رَحِمَهُ اللَّهُ وَنَحْوِهِ الْمُنْتَصِرِينَ لِطَرِيقِهِ كَمَا يَذْكُرُ الْأَشْعَرِيُّ ذَلِكَ فِي كُتُبِهِ».
لكن قائله هو شيخ الإسلام ابن تيمية كما هو في «مجموع الفتاوى» 3/ 227-228.

И, что удивительно, чем сильнее приверженность у современников к каждому слову и мнению** шейх уль-Ислама Ибн Таймии, тем большим заблуждением в их глазах будут процитированные выше слова, пока они не дойдут до указания имени автора. Это свидетельствует о том, что люди не имеют полного общего представления о манхадже шейх уль-Ислама, и живут только той его частью, которую выбрали некоторые предводители, заменившие другую часть иными источниками и толкованиями — более агрессивными и радикальными.

** В наше время во всех исламских науках чаще всего мнения шейх уль-Ислама преподносятся теми, кто относит себя к саляфии, как более сильные или единственно истинные, даже если не упоминается при этом, что это его мнения.

ومن العجيب أن مَن مِن العاصرين كان التزامه بكل قول ورأي* لشيخ الإسلام ابن تيمية أقوى كان الكلام في النقل السابق في نظره ضلالة أعظم إلى أن يعرف قائله. وهذا يدل على أن هؤلاء الناس لا يوجد عندهم التصور العام الكامل لمنهج شيخ الإسلام وإنما يتبعون جزءا منه المختار من قِبل بعض الرؤساء الذين استبدلوا الجزء الآخر منه بمصادر وتفسيرات أخرى التي هي عدوانا وتشددا أعظم.

* ما من علم إسلامي في عصرنا الحاضر إلا وفي الغالب المنتسبون إلى السلفية ينصبون أراء الشيخ الإسلام فيها راجحةً أم يصورونها بأنها حق قطعي، وإن لم ينسبوا القول إليه.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...