Как было введено исламское летоисчисление?

22.10.2018 | 4602

Не секрет, что мусульмане пользуются своим календарем, отличным от солнечного с его отсчетом «от рождества Христова». В Исламе используется лунный календарь с лунными месяцами:

  1. Мухаррам
  2. Сафар
  3. Раби’ аль-авваль
  4. Раби’ аль-ахыр
  5. Джумада аль-уля
  6. Джумада аль-ахыра
  7. Раджаб
  8. Ша’бан
  9. Рамадан
  10. Шавваль
  11. Зуль-ка’да
  12. Зуль-хидджа

А годовой отсчет связан с переселением (хиджрой) пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из враждующей тогда Мекки в радушную Медину.

Основой в познании данного вопроса является хадис (№ 3934), который имам аль-Бухари передал в «Сахихе» от Сахля ибн Са’да с его словами: «Отсчитывают (года) не от начала посланнической миссии пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не от его смерти. Отсчитывают от его прибытия в Медину».

روى البخاري عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ، أنه قَالَ: «مَا عَدُّوا مِنْ مَبْعَثِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلاَ مِنْ وَفَاتِهِ، مَا عَدُّوا إِلَّا مِنْ مَقْدَمِهِ المَدِينَةَ»

Главу с этим хадисом имам аль-Бухари назвал: «Когда ввели летоисчисление?» — Словно бы указывая на существующее разногласие по этому вопросу.

Когда и кем было введено исламское летоисчисление?

По одной версии летоисчисление ввел сам пророк, мир ему и благословение Аллаха. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Хаким аш-Шафии передал в книге «аль-Иклиль» с иснадом до Ибн Шихаба аз-Зухри, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда прибыл в Медину, повелел начать летоисчисление, и (дата) была записана в месяц раби’ аль-авваль.

رَوَى الْحَاكِمُ فِي الْإِكْلِيلِ مِنْ طَرِيقِ بن جريج عَن أبي سَلمَة عَن بن شِهَابٍ الزُّهْرِيِّ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمَّا قَدِمَ الْمَدِينَةَ أَمَرَ بِالتَّارِيخِ فَكُتِبَ فِي رَبِيعٍ الْأَوَّلِ

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии указал на слабость данного хадиса, отметив, что в его иснаде недостает двух передатчиков. См. «Фатх аль-Бари» 7/268.

По второй версии первым, кто стал указывать дату в письмах, был сподвижник Я’ля ибн Умейя, когда находился в Йемене. Хафиз Ибн Хаджар пишет: «Это сообщение передал Ахмад ибн Ханбаль с достоверным иснадом, однако в нем есть разрыв между ‘Амром ибн Динаром и Я’лей». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.

قال الحافظ ابن حجر العسكلاني الشافعي: «وَقِيلَ أَوَّلُ مَنْ أَرَّخَ التَّارِيخَ يَعْلَى بْنُ أُمَيَّةَ حَيْثُ كَانَ بِالْيَمَنِ أَخْرَجَهُ أَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ لَكِنْ فِيهِ انْقِطَاعٌ بَيْنَ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ وَيَعْلَى». انظر: «فتح الباري» 7/ 268.

То есть в данном сообщении тоже есть слабость. Что, в прочем, само по себе не означает, что этого не произошло. Эту версию можно совместить с третьей, если Я’ля ибн Умейя был в Йемене во время правления ‘Умара или раньше, и если посчитать, что он первым из мусульман стал использовать указание даты, а Умар ввел его официально в документооборот всего халифата.

Третья версия: летоисчисление ввел праведных халиф, имам правоверных Умар ибн аль-Хаттаб. Эта версия имеет больше всего подтверждений. Она стала широко известной и, можно даже сказать, общепринятой среди ученых.

Почему отсчет ведется именно с того года, в который была совершена хиджра?

Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни передал от других ученых два возможных ответа на этот вопрос.

1. Он писал: «Один из них (ученых) предложил причину того, почему начало отсчета лет было назначено на год хиджры. Он сказал: «Событий, от которых можно было начать отсчет было четыре: рождение пророка (мир ему и благословение Аллаха), начало его посланнической миссии, его переселение (хиджра) и его смерть. Они выбрали переселение потому что насчет года рождения и начала посланнической миссии есть прения, а от года смерти они отказались, поскольку это порождало бы горечь от воспоминания о его смерти. Таким образом осталось только переселение». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.

قال الحافظ ابن حجر: «وَقَدْ أَبْدَى بَعْضُهُمْ لِلْبُدَاءَةِ بِالْهِجْرَةِ مُنَاسَبَةً فَقَالَ كَانَتِ الْقَضَايَا الَّتِي اتُّفِقَتْ لَهُ وَيُمْكِنُ أَنْ يُؤَرَّخَ بِهَا أَرْبَعَةً مَوْلِدُهُ وَمَبْعَثُهُ وَهِجْرَتُهُ وَوَفَاتُهُ فَرَجَحَ عِنْدَهُمْ جَعْلُهَا مِنَ الْهِجْرَةِ لِأَنَّ الْمَوْلِدَ وَالْمَبْعَثَ لَا يَخْلُو وَاحِدٌ مِنْهُمَا مِنَ النِّزَاعِ فِي تَعْيِينِ السَّنَةِ وَأَمَّا وَقْتُ الْوَفَاةِ فَأَعْرَضُوا عَنْهُ لِمَا تُوُقِّعَ بِذِكْرِهِ مِنَ الْأَسَفِ عَلَيْهِ فَانْحَصَرَ فِي الْهِجْرَةِ». انظر: «فتح الباري» 7/ 268.

2. И писал: «Ас-Сухейли пояснил, что сподвижники выбрали для начала отсчета год хиджры, исходя из слов Всевышнего: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности». (Покаяние, 108) Ведь известно, что это не первый день в абсолюте, а значит, что под ним подразумевается нечто, что не было названо, и это нечто — начало времени, в которое Ислам обрел силу, а пророк, мир ему и благословение Аллаха, стал поклоняться своему Господу в безопасности и начал этот период со строительство мечети (Куба). Это совпадает с выбором сподвижников начать отсчет истории с этого дня. И из их поступка мы понимаем, что слова Всевышнего «с первого дня» означают «с первого для исламской истории». Так он (ас-Сухейли) сказал. Но на ум приходит в первую очередь то, что слова Всевышнего «с первого дня» означают: «с первого дня, в который пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники прибыли в Медину». И Аллах лучше знает». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.

وقال الحافظ: «أَفَادَ السُّهَيْلِيُّ أَنَّ الصَّحَابَةَ أَخَذُوا التَّارِيخَ بِالْهِجْرَةِ مِنْ قَوْلِهِ تَعَالَى لَمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى من أول يَوْم لِأَنَّهُ مِنَ الْمَعْلُومِ أَنَّهُ لَيْسَ أَوَّلَ الْأَيَّامِ مُطْلَقًا فَتَعَيَّنَ أَنَّهُ أُضِيفَ إِلَى شَيْءٍ مُضْمَرٍ وَهُوَ أَوَّلُ الزَّمَنِ الَّذِي عَزَّ فِيهِ الْإِسْلَامُ وَعَبَدَ فِيهِ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَبَّهُ آمِنًا وَابْتَدَأَ بِنَاءَ الْمَسْجِدِ فَوَافَقَ رَأْيُ الصَّحَابَةِ ابْتِدَاءَ التَّارِيخِ مِنْ ذَلِكَ الْيَوْمِ وَفَهِمْنَا مِنْ فِعْلِهِمْ أَنَّ قَوْلَهُ تَعَالَى مِنْ أَوَّلِ يَوْم أَنَّهُ أَوَّلُ أَيَّامِ التَّارِيخِ الْإِسْلَامِيِّ كَذَا قَالَ وَالْمُتَبَادَرُ أَنَّ مَعْنَى قَوْلِهِ مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَيْ دَخَلَ فِيهِ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَصْحَابُهُ الْمَدِينَةَ وَاللَّهُ أَعْلَمُ». انظر: «فتح الباري» 7/ 268.

Сообщения, которые будут приведены от хафиза Ибн Хаджара далее, говорят о еще одном варианте: что сподвижники сочли этот год рубежом, начиная с которого мусульмане обрели свое общество, чистое от поклонения идолам. И что они при этом не исходили из 108 аята суры Покаяние.

Почему год начинается с месяца мухаррам, если хиджра завершилась в раби’ аль-авваль?

Пишет хафиз Ибн Хаджар: «Они отодвинули (начало года) с раби’ аль-авваля на мухаррам потому что начало решимости совершить хиджру пришлось на мухаррам. Присяга произошла в зуль-хидджа, и она предваряла хиджру. А первым новолунием после присяги и решения совершить хиджру было новолуние мухаррама. Таким образом он подходит для того, чтобы сделать его началом (года). Это самое сильное из того, что я встретил о начале года с мухаррама». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.

قال الحافظ ابن حجر: «وَإِنَّمَا أَخَّرُوهُ مِنْ رَبِيعٍ الْأَوَّلِ إِلَى الْمُحَرَّمِ لِأَنَّ ابْتِدَاءَ الْعَزْمِ عَلَى الْهِجْرَةِ كَانَ فِي الْمُحَرَّمِ إِذِ الْبَيْعَةُ وَقَعَتْ فِي أَثْنَاءِ ذِي الْحِجَّةِ وَهِيَ مُقَدِّمَةُ الْهِجْرَةِ فَكَانَ أَوَّلُ هِلَالٍ اسْتَهَلَّ بَعْدَ الْبَيْعَةِ وَالْعَزْمِ عَلَى الْهِجْرَةِ هِلَالُ الْمُحَرَّمِ فَنَاسَبَ أَنْ يُجْعَلَ مُبْتَدَأً وَهَذَا أَقْوَى مَا وَقَفْتُ عَلَيْهِ مِنْ مُنَاسَبَةِ الِابْتِدَاءِ بِالْمُحَرَّمِ». انظر: «فتح الباري» 7/ 268.

Из других объяснений можно упомянуть то, что в месяц мухаррам люди расходятся из Мекки во все стороны халифата после завершения ими хаджа. Словно бы начиная новый цикл жизни. К тому же месяц мухаррам — запретный, как и зуль-хидджа. Было бы уместно заканчивать год в запретный месяц и начинать в запретный, как напоминание о важности соблюдения шариатских границ на протяжении всего года. Основа этого объяснения содержится в двух сообщениях, предоставленных имамом Ибн Хаджаром, которые будут упомянуты далее.

Некоторые сообщения о причинах и обстоятельствах введения Умаром летоисчисления

Хафиз Ибн Хаджар собрал несколько сообщений, которые с разных сторон проясняют, как произошло введение исламского летоисчисления или подтверждают основную из озвученных версий. См. «Фатх аль-Бари» 7/268-269. Вот эти сообщения (асары):

1. Передал Абу Ну’ейм Фадль ибн Рукайн в его книге «ат-Тарих» и с его же иснадом аль-Хаким через аш-Ша’би, что Абу Муса аль-Аш’ари написал Умару, что к нему приходят от него письма, на которых не указана дата. Умар собрал людей. Некоторые из них сказали: «Указывай дату от начала посланнической миссии». И некоторые сказали: «Указывай дату, отсчитывая от хиджры». Умар сказал: «Пусть будет хиджра. Она разделила между истиной и ложью». И они стали вести отсчет от нее. Это произошло в 17 году (от хиджры). Когда они согласились с этим решением, некоторые из них сказали: «Начинайте (год) с рамадана». Умар сказал: «Нет, с мухаррама. В это время люди возвращаются из хаджа». И они согласились с этим.

مِنْهَا مَا أَخْرَجَهُ أَبُو نُعَيْمٍ الْفَضْلُ بْنُ دُكَيْنٍ فِي تَارِيخِهِ وَمِنْ طَرِيقِهِ الْحَاكِمُ مِنْ طَرِيقِ الشَّعْبِيِّ أَنَّ أَبَا مُوسَى كَتَبَ إِلَى عُمَرَ إِنَّهُ يَأْتِينَا مِنْكَ كُتُبٌ لَيْسَ لَهَا تَارِيخٌ فَجَمَعَ عُمَرُ النَّاسَ فَقَالَ بَعْضُهُمْ أَرِّخْ بِالْمَبْعَثِ وَبَعْضُهُمْ أَرِّخْ بِالْهِجْرَةِ فَقَالَ عُمَرُ الْهِجْرَةُ فَرَّقَتْ بَيْنَ الْحَقِّ وَالْبَاطِلِ فَأَرِّخُوا بِهَا وَذَلِكَ سَنَةَ سَبْعَ عَشْرَةَ فَلَمَّا اتَّفَقُوا قَالَ بَعْضُهُمْ ابْدَءُوا بِرَمَضَانَ فَقَالَ عُمَرُ بَلْ بِالْمُحَرَّمِ فَإِنَّهُ مُنْصَرَفُ النَّاسِ مِنْ حَجِّهِمْ فَاتَّفَقُوا عَلَيْهِ

2. Передал Ахмад, Абу ‘Аруба в «аль-Ауаиль», аль-Бухари в «аль-Адаб» и аль-Хаким через Маймуна ибн Михрана, который сказал: «К Умару пришел документ, на котором указано, что он относится к ша’бану. Умар сказал: «Какой это ша’бан? Прошлый или тот, который у нас сейчас? Или тот, который еще придет? Сделайте для людей что-нибудь, чтобы они знали».

وَرَوَى أَحْمَدُ وَأَبُو عَرُوبَةَ فِي الْأَوَائِلِ وَالْبُخَارِيُّ فِي الْأَدَبِ وَالْحَاكِمُ مِنْ طَرِيقِ مَيْمُونِ بْنِ مِهْرَانَ قَالَ رُفِعَ لِعُمَرَ صَكٌّ مَحَلُّهُ شَعْبَانُ فَقَالَ أَيُّ شَعْبَانَ الْمَاضِي أَوِ الَّذِي نَحْنُ فِيهِ أَوِ الْآتِي ضَعُوا لِلنَّاسِ شَيْئًا يَعْرِفُونَهُ

3. Передал аль-Хаким от Саида ибн аль-Мусеййиба, что он сказал: «Умар собрал людей и спросил их о первом дне, с которого вести отсчет истории. Али сказал: «Со дня, в который переселился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и оставил землю многобожия». Так Умар и поступил».

وَرَوَى الْحَاكِمُ عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِ قَالَ جَمَعَ عُمَرُ النَّاسَ فَسَأَلَهُمْ عَنْ أَوَّلِ يَوْمٍ يَكْتُبُ التَّارِيخَ فَقَالَ عَلِيٌّ مِنْ يَوْمِ هَاجَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَتَرَكَ أَرْضَ الشِّرْكِ فَفعله عمر

4. Передал Ибн Аби Хейсама от Ибн Сирина, который сказал: «Из Йемена прибыл человек и сказал: «Я видел в Йемене то, что называется датой. Они записывают: «В такой-то год, в такой-то месяц». Умар сказал: «Это прекрасно. Введите отсчет даты». Когда он решился на это, некоторые люди сказали: «Ведите отсчет от рождения (пророка, мир ему и благословение Аллаха)». Кто-то сказал: «От начала пророческой миссии». Еще кто-то сказал: «От того, когда он вышел для переселения». И кто-то сказал: «От его смерти». Умар сказал: «Ведите отсчет от его выхода из Мекки (для переселения) в Медину». Затем спросил: «А с какого месяца начнем?» Одни ответили: «С рамадана». А Усман сказал: «Начинайте с мухаррама. Это запретный месяц, и это начало года. И в это время возвращаются люди из хаджа».
Сказал (Ибн Сирин): «Это было в 17 год (от хиджры). И есть версия, что это было в раби’ аль-авваль 16 года (от хиджры)».

وروى بن أبي خَيْثَمَة من طَرِيق بن سِيرِينَ قَالَ قَدِمَ رَجُلٌ مِنَ الْيَمَنِ فَقَالَ رَأَيْتُ بِالْيَمَنِ شَيْئًا يُسَمُّونَهُ التَّارِيخَ يَكْتُبُونَهُ مِنْ عَامِ كَذَا وَشَهْرِ كَذَا فَقَالَ عُمَرُ هَذَا حَسَنٌ فَأَرِّخُوا فَلَمَّا جَمَعَ عَلَى ذَلِكَ قَالَ قَوْمٌ أَرِّخُوا لِلْمَوْلِدِ وَقَالَ قَائِلٌ لِلْمَبْعَثِ وَقَالَ قَائِلٌ مِنْ حِينِ خَرَجَ مُهَاجِرًا وَقَالَ قَائِلٌ مِنْ حِينِ تُوُفِّيَ فَقَالَ عُمَرُ أَرِّخُوا مِنْ خُرُوجِهِ مِنْ مَكَّةَ إِلَى الْمَدِينَةِ ثُمَّ قَالَ بِأَيِّ شَهْرٍ نَبْدَأُ فَقَالَ قَوْمٌ مِنْ رَجَبٍ وَقَالَ قَائِلٌ مِنْ رَمَضَانَ فَقَالَ عُثْمَانُ أَرِّخُوا الْمُحَرَّمَ فَإِنَّهُ شَهْرٌ حَرَامٌ وَهُوَ أَوَّلُ السَّنَةِ وَمُنْصَرَفُ النَّاسِ مِنَ الْحَجِّ قَالَ وَكَانَ ذَلِكَ سَنَةَ سَبْعَ عَشْرَةَ وَقِيلَ سَنَةَ سِتَّ عَشْرَةَ فِي رَبِيعٍ الْأَوَّلِ

Хафиз Ибн Хаджар подытожил: «Из этих сообщений мы делаем вывод, что начинать с мухаррама было предложением Умара, Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах». См. «Фатх аль-Бари» 7/269.

قال الحافظ ابن حجر: «فَاسْتَفَدْنَا مِنْ مَجْمُوعِ هَذِهِ الْآثَارِ أَنَّ الَّذِي أَشَارَ بِالْمُحَرَّمِ عُمَرُ وَعُثْمَانُ وَعَلِيٌّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ». انظر: «فتح الباري» 7/ 269.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...