Тамазхуб (следование мазхабам) — из манхаджа (пути) саляфов (первых имамов Ислама). Имам Али ибн аль-Мадини

13.07.2017 | 10737

التمذهب من منهج السلف بشهادة الإمام علي بن المديني

Имам Али ибн аль-Мадини (161 — 234 г.х.), заставший табии табиинов, описывает следование мазхабам среди сподвижников, имамов-табиинов, имамов-табии табиинов и последующих ученых: 

«Среди сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не было тех, у кого были бы свои сподвижники, которые следовали бы его мазхабу, давали бы фатвы в соответствии с его фатвами и шли бы по его пути, кроме трех: Абдуллах ибн Мас’уд, Зейд ибн Сабит и Абдуллах ибн Аббас.

Сподвижники Абдуллаха ибн Мас’уда, которые давали фатвы в соответствии с его фатвами и читали Коран в соответствии с его чтением, это: Алькама ибн Кейс, аль-Асвад ибн Язид, Масрук, Абида ас-Сальмани, аль-Харис ибн Кейс и Амр ибн Шурахбиль.

… А сподвижники этих шести сподвижников Абдуллаха ибн Мас’уда, которые говорили их словами и давали фатвы в соответствии с их фатвами, это: Ибрахим ан-Наха’и… И Амир (ибн Шарахиль аш-Ша’би) слушал (знание и хадисы) от всех них, кроме аль-Хариса ибн Кейса. Также из тех, кто давал фатвы в соответствии с их фатвами и следовал их мазхабу в Куфе самыми знающими о них были аль-А’маш и Абу Исхак (ас-Саби’и)… Затем Суфьян ас-Саури — он следовал их мазхабу и давал фатвы в соответствии с их фатвами.
После Суфьяна — Яхья ибн Са’ид аль-Каттан. Он следовал мазхабу Суфьяна ас-Саури и сподвижников Абдуллаха (ибн Мас’уда).

Сподвижники Ибн Аббаса, которые следовали его мазхабу и шли по его пути, это: ‘Ата, Тавус, Муджахид, Джабир ибн Зейд, ‘Икрима, Са’ид ибн Джубейр. Самый знающий из них — Ибн Джубейр, и он самый точный относительно него (Ибн Аббаса). И более знающим чем они был ‘Амр ибн Динар, он любил Ибн ‘Аббаса и любил его сподвижников.
Ибн Джурейдж и Суфьян ибн Уейна любили сподвижников Ибн Мас’уда и любили его направление…

Сподвижники Зейда ибн Сабита, которые брали от него знание и давали фатвы в соответствии с его фатвами, некоторые из них встречались с ним, некоторые не встречались — их двенадцать: Са’ид ибн аль-Мусейиб, ‘Урва ибн аз-Зубейр, Кабиса ибн Зуайб, Хариджа ибн Зейд, Сулейман ибн Ясар, Абан ибн ‘Усман, ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах, аль-Касим ибн Мухаммад, Салим ибн ‘Абдуллах, Абу Бакр ибн ‘Абдуррахман, Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман, Абу Тальха ибн ‘Абдуллах ибн ‘Ауф, Нафи’ ибн Джубейр ибн Мут’ым…
Затем, не было в Медине более знающих о них, чем Ибн Шихаб, Яхья ибн Са’ид, Абу аз-Зинад и Букейр ибн ‘Абдуллах ибн аль-Ашадж.
Затем, не было в Медине более знающего о них, о их мазхабе, чем Малик ибн Анас.
Затем, после Малика, ‘Абдуррахман ибн Махди — он шел по их мазхабу, следовал их пути«.
См. «Аль-‘Иляль», 43.

الإمام علي بن المديني (161 — 234 هـ) الذي أدرك أتباع التابعين يصف اتباع المذاهب في وقت الصحابة وعند أئمة التابعين وأئمة أتباع التابعين والأئمة من بعدهم:

«لَمْ يَكُنْ فِي أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ لَهُ صُحَيْبَةٌ ، يَذْهَبُونَ مَذْهَبَهُ ، وَيُفْتُونَ بِفَتْوَاهُ ، وَيَسْلُكُونَ طَرِيقَتَهُ إِلَّا ثَلَاثَةٌ : عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مَسْعُودٍ ، وَزَيْدُ بْنُ ثَابِتٍ ، وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَبَّاسٍ.

فَأَصْحَابُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ الَّذِينَ يُفْتُونَ بِفَتْوَاهُ ، وَيَقْرَءُونَ بِقِرَاءَتِهِ : عَلْقَمَةُ بْنُ قَيْسٍ ، وَالْأَسْوَدُ بْنُ يَزِيدَ ، وَمَسْرُوقٌ ، وَعَبِيدَةَ السَّلْمَانِيُّ ، وَالْحَارِثُ بْنُ قَيْسٍ ، وَعَمْرُو بْنُ شُرَحْبِيلَ…

… وَأَصْحَابُ هَؤُلَاءِ السِّتَّةِ مِنْ أَصْحَابِ عَبْدِ اللَّهِ مِمَّنْ يَقُولُ بِقَوْلِهِمْ ، وَيُفْتِي بِفَتْوَاهُمْ : إِبْرَاهِيمُ النَّخْعِيُّ… … وَعَامِرٌ سَمِعَ مِنْهُمْ كُلِّهِمْ ، إِلَّا الْحَارِثَ بْنَ قَيْسٍ...
…وَكَانَ أَعْلَمَ النَّاسِ بِهَؤُلَاءِ مِنْ أَهْلِ الْكُوفَةِ مِمَّنْ يُفْتِي بِفَتْوَاهُمْ ، وَيَذْهَبُ مَذْهَبَهُمُ : الْأَعْمَشُ ، وَأَبُو إِسْحَاقَ…
… وَمِنْ بَعْدِ هَؤُلَاءِ سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ ، كَانَ يَذْهَبُ مَذْهَبَهُمْ ، وَيُفْتِي بِفَتْوَاهُمْ.
وَمِنْ بَعْدِ سُفْيَانَ يَحْيَى بْنُ سَعِيدٍ الْقَطَّانُ ، كَانَ يَذْهَبُ مَذْهَبَ سُفْيَانَ الثَّوْرِيِّ ، وَأَصْحَابِ عَبْدِ اللَّهِ.

وَأَصْحَابُ ابْنِ عَبَّاسٍ الَّذِينَ يَذْهَبُونَ مَذْهَبَهُ ، وَيَسْلُكُونَ طَرِيقَهُ : عَطَاءٌ ، وَطَاوُسٌ ، وَمُجَاهِدٌ ، وَجَابِرُ بْنُ زَيْدٍ ، وَعِكْرِمَةَ ، وَسَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ. فَأَعْلَمُ هَؤُلَاءِ سَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ ، وَأَثْبَتُهُمْ فِيهِ.
وَكَانَ أَعْلَمُ النَّاسِ هَؤُلَاءِ عَمْرُو بْنُ دِينَارٍ ، وَكَانَ يُحِبُّ ابْنَ عَبَّاسٍ ، وَيُحِبُّ أَصْحَابَهُ.
ثُمَّ كَانَ ابْنُ جُرَيْجٍ ، وَسُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ يُحِبَّانِ أَصْحَابَ ابْنِ مَسْعُودٍ ، وَيُحِبَّانِ طَرِيقَهُ…

… وَأَصْحَابُ زَيْدِ بْنِ ثَابِتٍ الَّذِينَ كَانُوا يَأْخُذُونَ عَنْهُ ، وَيُفْتُونَ بِفَتْوَاهُ ، مِنْهُمْ مَنْ لَقِيَهُ ، وَمِنْهُمْ مَنْ لَمْ يَلْقَهُ ، اثْنَا عَشَرَ رَجُلًا : سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيِّبِ ، وَعُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ ، وَقَبِيصَةُ بْنُ ذُؤَيْبٍ ، وَخَارِجَةُ بْنُ زَيْدٍ ، وَسُلَيْمَانُ بْنُ يَسَارٍ ، وَأَبَانُ بْنُ عُثْمَانَ ، وَعُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ ، وَالْقَاسِمُ بْنُ مُحَمَّدٍ ، وَسَالِمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ ، وَأَبُو بَكْرِ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ ، وَأَبُو سَلَمَةَ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ ، وَطَلْحَةُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَوْفٍ ، وَنَافِعُ بْنُ جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ…
… وَلَمْ يَكُنْ بِالْمَدِينَةِ بَعْدَ هَؤُلَاءِ أَعْلَمَ بِهِمْ مِنِ : ابْنِ شِهَابٍ ، وَيَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ ، وَأَبُو الزِّنَادِ ، وَبُكَيْرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْأَشَّجِ.
ثمَّ لَمْ يَكُنْ أَحَدٌ أَعْلَمَ بِهَؤُلَاءِ بِمَذْهَبِهِمْ مِنْ مَالِكِ بْنِ أَنَسٍ ، ثُمَّ مِنْ بَعْدِ مَالِكٍ ، عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ ، كَانَ يَذْهَبُ مَذْهَبَهُمْ ، وَيَقْتَدِي بِطَرِيقَتِهِمْ«.

انظر: «العلل» لعلي بن المديني، ص. 43.

Свидетельства о формировании мазхабов и таклиде во время сподвижников и среди сподвижников: https://muntaqa.info/mtsp

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (11 оценок, среднее: 4,55 из 5)
Загрузка...