Раскачивание при чтении Корана
22.09.2017 | 12000
التمايل أثناء قراءة القرآن
Многие ученые высказались с порицанием подобного образа действий из-за того, что оно в чем-то похоже на раскачивание иудеев.
أنكر كثير من العلماء مثل هذه الأفعال لما فيها من التشبه بتمايل اليهود
В тафсире к аяту: «Вот Мы подняли над ними гору, словно тучу…» (Сура «Преграды», аят 171) — Передал имам ат-Табари (ум. 310 г.х.) сообщение о раскачивании иудеев:
«Сказал Абу Бакр (ибн Абдуллах): «Когда (Муса, мир ему) распространил плиты, на которых было Писание Всевышнего Аллаха, написанное Его рукой, не осталось ни дерева, ни горы, ни камня, который бы не затрясся. И теперь, нет на земле иудея, ни старого, ни малого, которому читалась бы Тора, и он не трясся бы, склоняя перед ней голову». См.: «Тафсир ат-Табари» 13/219.
ومما روي في بيان أصل ذلك من فعل اليهود: ما رواه الطبري (ت. 310 هـ) في تفسيره عند قوله تعالى: {وَإِذْ نَتَقْنَا الْجَبَلَ فَوْقَهُمْ كَأَنَّهُ ظُلَّةٌ وَظَنُّوا أَنَّهُ وَاقِعٌ بِهِمْ خُذُوا مَا آتَيْنَاكُمْ بِقُوَّةٍ وَاذْكُرُوا مَا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ} [الأعراف: 171] فروى أثرًا عن أبي بكر بن عبد الله، وفي آخره: «فلما نشر الألواح فيها كتاب الله كتَبَه بيده، لم يبقَ على وجه الأرض جبلٌ ولا شجرٌ ولا حجرٌ إلا اهتزّ، فليس اليوم يهوديّ على وجه الأرضِ صغيرٌ ولا كبير تقرأ عليه التوراة إلا اهتزّ، ونَفضَ لها رأسَه».
انظر: «تفسير الطبري» 13/219.
Сказал выдающийся ученый и знаток грамматики Абу Хаян аль-Андалюси аз-Захири (ум. 745 г.х.) в тафсире к этому же аяту: «И эта особенность перешла к детям мусульман, как я наблюдал это в египетских землях. Ты можешь увидеть, как они, будучи в классе и читая Коран, трясутся и двигают своими головами. А что касается наших земель в Андалусии и Марокко, то если ребенок станет двигаться, читая Коран, классный наставник применит меры воспитательного воздействия и скажет: «Не двигайся, уподобляясь в учебе иудеям». См.: «Аль-Бахр аль-мухыт» 5/487.
فقال العلامة المفسر النحوي أبو حيان الأندلسي الظاهري (ت. 745 هـ) في تفسيره لنفس الآية: «قد سرت هذه النزعة إلى أولاد المسلمين فيما رأيت بديار مصر، تراهم في المكتب إذا قرؤوا القرآن يهتزون ويحركون رؤوسهم، وأما في بلادنا بالأندلس والغرب فلو تحرك صغير عند قراءة القرآن أدبه مؤدب المكتب، وقال له: لا تتحرك فتشبه اليهود في الدراسة».
انظر: «البحر المحيط» 5/487.
Сказал маликитский правовед ар-Ра’и аль-Андалюси (ум. 853 г.х.): «И также поведение жителей Египта стало соответствовать поведению иудеев в тряске во время урока и занятий. Это — из дел иудеев». См.: «Интисар аль-факыр ас-салик», с. 250.
قال الفقيه المالكي الراعي الأندلسي (ت. 853هـ): «وكذلك وافق أهل مصر اليهود في الاهتزاز عند الدرس والاشتغال، وهو من أفعال يهود».
انظر: «انتصار الفقير السالك»، ص. 250.
Сказал шейх Бакр Абу Зейд (ум. 1429 г.х.): «Ученые Андалусии сурово высказывались о раскачивании, тряске и движениях во время чтения Корана, поскольку это — нововведение иудеев, перенятое восточными египтянами. И ничего из этого не пришло от праведных предшественников этой общины. И написал Помощник сунны Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани, умерший в 386 г.х., книгу «Кого захватывает движение во время чтения Корана», однако нам ничего не известно о (судьбе) этой книги». См.: «Бида’ аль-курра аль-кадима уаль-хадиса», с. 26.
قال الشيخ بكر أبو زيد (ت. 1429 هـ): «اشتدت كلمة علماء الأندلس في النكير على التمايل والاهتزاز والتحرك عند قراءة القرآن، وأنها بدعة يهود تسربت إلى المشارقة المصريين، ولم يكن شيء من ذلك مأثورًا عن صالح سلف هذه الأمة. وقد ألف ناصر السنة ابن أبي زيد القيرواني م سنة 386هـ -رحمه الله تعالى- (كتاب من تأخذه عند قراءة القرآن حركة) ولا ندري من خبر هذا الكتاب شيئًا».
Вопрос Постоянному комитету: «Некоторые люди, когда читают Коран, раскачиваются вправо и влево, или вперед и назад. Каково положение этого их дела? Дайте нам фатву, да вознаградит вас Аллах».
Ответ: «Это раскачивание при чтении Корана из тех обычаев, которые обязательно оставить, потому что оно противоречит культуре поведения, которую надлежит проявлять к Писанию Великого и Величественного Аллаха. И потому что при чтении и прослушивании Корана требуется (от человека) прислушиваться, оставлять движения и пустые действия, чтобы и чтец и слушающий освободили себя для размышления над Благодатным Кораном и смирения перед Великим и Величественным Аллахом. И упомянули ученые, что это (раскачивание) из обычаев иудеев (соблюдаемых ими) при чтении их книги. А нам же запрещено уподобляться им.
И успех — от Аллаха. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников».
Постоянный комитет для научных исследований и фатв:
Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз,
Абдульазиз Али аш-Шейх,
Абдуллах ибн Гудаян,
Салих аль-Фаузан,
Бакр Абу Зейд.
См.: «Фатауа аль-Ляджна» 3/121-122, № 19588.
س: بعض الناس إذا قرأ القرآن يتمايل ذات اليمين وذات الشمال، أو إلى الأمام والخلف. فما حكم فعلهم هذا؟ أفتونا مأجورين.
ج: هذا التمايل عند تلاوة القرآن هو من العادات التي يجب تركها؛ لأنها تتنافى مع الأدب مع كتاب الله عز وجل، ولأن المطلوب عند تلاوة القرآن وسماعه، الإنصات وترك الحركات والعبث ليتفرغ القارئ والمستمع لتدبر القرآن الكريم والخشوع لله عز وجل. وقد ذكر العلماء أن ذلك من عادة اليهود عند تلاوة كتابهم، وقد نهينا عن التشبه بهم.
وبالله التوفيق، وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
بكر أبو زيد
صالح الفوزان
عبد الله بن غديان
عبد العزيز آل الشيخ
عبد العزيز بن عبد الله بن باز
انظر: «فتاوى اللجنة الدائمة» 3/ 121-122، رقم الفتوى 19588.
И есть по этому вопросу иное мнение.
وهناك قول آخر في المسألة
Спросили шейха Ибн Усаймина (ум. 1421 г.х.): «Я вижу, как многие из тех, кто читает Коран, особенно в кружках заучивания Корана, трясутся, или двигаются. Каково положение этих движений?»
Ответ: «Если это происходит само собой, то нет в этом проблем, потому что некоторые люди используют это как вспомогательное действие при чтении. А если они так поступают, считая, что это поклонение, то это не разрешено и нововведение. И в то же время мы призываем тех, кто раскачивается непроизвольно, приучить себя не раскачиваться, потому что за ними могут последовать другие, полагая, что так поступать необходимо».
Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух», 150 б.
سئل الشيخ محمد بن صالح العثيمين (ت. 1421 هـ): يا شيخ أرى كثير ممن يقرأون القرآن وخاصة في حلقات القرآن يهزون أو يتحركون حركة ما حكم هذا الهز ؟
فأجاب: هذا إن جاء تقائياً فهذا ما فيه بأس لأن بعض الناس يستعين بالهز هذا على التلاوة وإن جاء تعبدياً فإنه لا يجوز بدعة ومع ذلك نحن نحث الذين يهزون تلقائياً أن يعودوا أنفسهم ترك الهز لأنه قد يقتدي بهم غيرهم ويظن أن هذا أمر مشروط.
من «لقاء الباب المفتوح»، شريط رقم 150، الوجه ب.
И еще более в сторону дозволенности склонился шейх Мухаммад ибн Мухаммад аль-Халили аш-Шафии аль-Кадири (ум. 1147 г.х.).
В длинном ответе на вопрос о раскачивании при чтении Корана он сказал: «Если ты призадумаешься над словами Великого и Величественного Аллаха: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на своих боках», а также над словами Всевышнего: «…Мужчин и женщин, много поминающих Аллаха», вместе с многими другими аятами, и над словами ученых усуль аль-фикха о том, что из фраз с указанием на общий охват всех личностей вытекает общий охват всех состояний, времен и мест, вместе с тем из примеров, которые указывают на это заключение, и вместе с тем из тафсиров, что есть к упомянутым и другим аятам, то поймешь, что движение во время поминания Аллаха и чтения (Корана) не запрещено и не порицаемо, а, наоборот, относится к числу состояний, в которых требуется быть поминающим Аллаха, вместе с состоянием стояния, сидения, лежания на боку, движения, покоя, путешествия, пребывания в своей местности, богатства и бедности».
И сказал: «И нет в этом никакого уподобления иудеям, ведь как может быть у иудеев состояние поминающего и читающего Книгу Великого и Величественного Аллаха? Как они могут быть к этому причастны, чтобы мы были подобны им в этом? Остается лишь рассмотреть вопрос: что предпочтительнее — движение или покой? Может быть сказано: движение предпочтительнее…»
Затем привел аяты и хадисы из которых может быть извлечен такой вывод и сказал: «И может быть сказано, что решение будет различаться в зависимости от состояния людей. Ведь может быть так, что поминающий Аллаха в состоянии покоя будет невнимателен, и если совершит движение, то пробудится. Для такого движение будет предпочтительным. Также может быть, что поминающий Аллаха в движении утратит чувство трепета перед Аллахом — для такого состояние покоя будет предпочтительным. И может быть так, что для поминающего Аллаха чтеца Корана оба состояния будут одинаковы, тогда пусть поступает как пожелает. И Аллах ведет по прямому пути кого пожелает».
См. «Фатауа аль-Халили аля аль-мазхаб аш-шафии» 1/36-37.
وقد كان الشيخ محمد بن محمد الخليلي الشافعي القادري (ت. 1147 هـ) أكثر ميلا إلى جواز ذلك الفعل. فقد قال في جواب مبسوط له عن التمايل أثناء القراءة:
«إذا تأملت قول الله عز وجل: {الذين يذكرون الله قياما وقعودا وعلى جنوبهم} وقوله تعالى: {والذاكرين الله كثيرا والذاكرات} مع آيات كثيرة غيرهما مع قول الأصوليين وعموم الأشخاص يستلزم عموم الأحوال والأزمنة والبقاع مع ما لهم من الأمثلة الدالة على ذلك مع ما ورد في تفسير الآيات المذكورة وغيرها، علمت أن الحركة في الذكر والقراءة ليست محرمة ولا مكروهة، بل هي مطلوبة في جملة أحوال الذاكرين من قيام وقعود وجنوب وحركة وسكون وسفر وحضرة وغنى وفقر».
وقال: «وليس في ذلك من التشبه باليهود بحال؛ لأن حال الذاكر والقارئ لكتاب الله عز وجل من أين تكون لليهود ومن أين لهم التلبس بها حتى نشابههم فيها، ويبقى النظر في أن الحركة أولى أو السكون، قد يقال: إن الحركة أولى».
ثم أورد الآيات والأحاديث التي يمكن أن يستنبط منها الرأي المذكور آنفا وقال: «وقد يقال: إن ذلك يختلف باختلاف أحوال الناس، فرب ذاكر ساكن غافل، فإذا تحرك تيقظ، فالحركة أولى له، ورب ذاكر متحرك الحركة تذهب خشوعه، فالسكون له أولى، ورب ذاكر قارئ يستوي عنده الحالان، فيفعل ما شاء، والله يهدي من يشاء إلى صراط مستقيم».
انظر: «فتاوي الخليلي على المذهب الشافعي» 1/ 36-37.