Хадис: «Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина». Обязаны ли все становиться «требующими знание»?

26.03.2018 | 9072

Иногда можно встретить, что данный хадис используется в качестве довода в пользу того, что на обычных мусульманах лежит обязанность прослушивать и даже заучивать уроки того или иного призывающего по такой-то книге, или читать статьи и заметки в такой-то группе социальных сетей. Другими словами: если он не станет вникать во всю предоставляемую кем-то информацию, не вовлечется в предлагаемое «требование знаний», то за это уже будет грешен и заслужит наказание Аллаха.

Но это ли знание обязательно приобретать каждому мусульманину? И если не это, то какое?

Во-первых, что касается достоверности и приемлемости хадиса.

Сам хадис передается по слабым цепочкам передатчиков, и некоторые мухаддисы посчитали, что его цепочки вместе поднимают его со степени слабого до степени хорошего. Но, как бы то ни было, этот хадис принят учеными, его не переставали передавать и объяснять, поскольку считали, что смысл его является правильным и соответствует нормам шариата, подтвержденным другими доказательствами.
Говорил имам Ибн Абдульбарр аль-Малики, поясняя слова Исхака ибн Рахавейха: «Исхак имел в виду, и Аллах лучше знает, что к иснадам хадиса об обязательности требования знаний есть претензии у обладающих знанием о путях передач, но его смысл считается у них правильным, даже если если они немного разошлись насчет него». См. «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлих» 1/52.

قال الإمام ابن عبد البر المالكي: «يُرِيدُ إِسْحَاقُ، وَاللَّهُ أَعْلَمُ، أَنَّ الْحَدِيثَ فِي وُجُوبُ طَلَبُ الْعِلْمُ فِي أَسَانِيدِهِ مَقَالٌ لِأَهْلِ الْعِلْمِ بِالنَّقْلِ وَلَكِنَّ مَعْنَاهُ صَحِيحٌ عِنْدَهُمْ وَإِنْ كَانُوا قَدِ اخْتَلَفُوا فِيهِ اخْتِلَافًا مُتَقَارِبًا».
انظر: «جامع بيان العلم وفضله» 1/ 52.

Во-вторых, пояснения некоторых имамов прошлого о том, какое знание имеется в виду в этом хадисе.

Говорил имам Исхак ибн Рахавейх: «Приобретение знаний — обязанность. А сообщение (хадис) об этом не достоверно. Но смысл этого в том, что обязательно приобретение тех знаний, в которых нуждается человек для своего омовения, молитвы, выплаты закята, если у него есть достаток в имуществе, и так же с хаджем и другими положениями». См. «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлих» 1/52.

قال الإمام إسحاق بن رهويه: «طَلَبُ الْعِلْمِ وَاجِبٌ وَلَمْ يَصِحَّ فِيهِ الْخَبَرُ إِلَّا أَنَّ مَعْنَاهُ أَنْ يَلْزَمَهُ طَلَبُ عِلْمِ مَا يَحْتَاجُ إِلَيْهِ مِنْ وُضُوئِهِ وَصَلَاتِهِ وَزَكَاتِهِ إِنْ كَانَ لَهُ مَالٌ وَكَذَلِكَ الْحَجُّ وَغَيْرُهُ».
انظر: «جامع بيان العلم وفضله» 1/ 52.

Передается от аль-Хасана ибн ар-Раби’, что он спросил имама Абдуллаха ибн аль-Мубарака о словах пророка, мир ему и благословение Аллаха «поиск знаний — обязанность каждого мусульманина», и он ответил: «Это не то, приобретением чего они (учащиеся) заняты, однако на том, кто столкнулся с чем-то из вопросов религии, лежит обязанность спросить об этом, чтобы знать (каково положение)». См. «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлих» 1/53.

ونقل الإمام ابن عبد البر عَنِ الْحَسَنِ بْنِ الرَّبِيعِ قَالَ: سَأَلْتُ ابْنَ الْمُبَارَكِ عَنْ قَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ» قَالَ: «لَيْسَ هُوَ الَّذِي يَطْلُبُونَهُ وَلَكِنْ فَرِيضَةٌ عَلَى مَنْ وَقَعَ فِي شَيْءٍ مِنْ أَمْرِ دِينِهِ أَنْ يَسْأَلَ عَنْهُ حَتَّى يَعْلَمَهُ»
انظر: «جامع بيان العلم وفضله» 1/ 53.

Писал имам Абдуррауф аль-Мунави аш-Шафии: «Разошлись высказывания и сложилось противоречие во мнениях насчет того, что это за обязательное знание, так что вышло около двадцати мнений. Каждая группа приводит доводы на свое мнение, все друг другу возражают и противоречат, и наиболее полноценное, что сказано по этому вопросу, это слова кады (аль-Байдави аш-Шафии): «Это то, в чем нет простора, чтобы это не изучать. Вроде познания Творца, пророчества Его посланников, порядка совершения молитвы и тому подобного. Изучение этого — личная обязанность каждого». См. «Фейд аль-Кадир» 4/267.

قال الإمام عبد الرؤوف المناوي الشافعي: «قد تباينت الأقوال وتناقضت الآراء وفي هذا العلم المفروض على نحو عشرين قولا وكل فرقة تقيم الأدلة على علمها وكل لكل معارض وبعض لبعض مناقض وأجود ما قيل قول القاضي — وهو البيضاوي الشافعي — : ما لا مندوحة عن تعلمه كمعرفة الصانع ونبوة رسله وكيفية الصلاة ونحوها فإن تعلمه فرض عين».
انظر: «فيض القدير شرح الجامع الصغير» 4/ 267.

То есть обязательно приобретать те знания, которые необходимы человеку для того, чтобы быть мусульманином, выполнять обязанности и не совершать запретного. И это основы веры, порядок совершения обязательных для него видов поклонения, то, что нужно знать для правильного выполнения того, что он задумал во взаимоотношениях с людьми, будь то никах или какой-то вид торговли, знание того, чего обязательно остерегаться из распррстраненных и больших грехов и тому подобное. А на остальное знание, на подробности различных положений, будь то в вопросах убеждений, видов поклонений, торговых отношений, семейной жизни, преступлений и судебного дела, данный хадис не распространяется. Знание всего остального является не личной обязанностью (фард аль-‘айн), а общей обязанностью (фард аль-кифая), так что если достаточное количество мусульман возьмется за выполнение этой обязанности, то для остальных знание этого станет похвальным и желательным, но не обязательным.

Писал имам Ибн Абдульбарр: «Затем остальные знания. Их приобретение, достижение их понимания, обучение людей им, выдача фатв в соответствии с ними на пользу религии и быта людей, суд между ними — это «обязанность достаточности», если кто-то займется этим, то с остальных в этой местности эта обязанность спадает. Нет разногласия между мусульманами насчет этого. Их доказательство — это слова Великого и Могущественного Аллаха: «Почему бы не отправить из каждой группы общность, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним?» (Покаяние, 122) Вменено в обязанность отправить некоторых, но не всех. Затем эти некоторые разойдутся и будут обучать других. А «общность» в арабском языке — это один и больше». См. «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлих» 1/58-59.

قال الإمام ابن عبد البر: «ثُمَّ سَائِرَ الْعِلْمِ، وَطَلَبَهُ وَالتَّفَقُّهَ فِيهِ وَتَعْلِيمَ النَّاسِ إِيَّاهُ وَفَتْوَاهُمْ بِهِ فِي مُصَالِحِ دِينِهِمْ وَدُنْيَاهُمْ وَالْحُكْمُ بِهِ بَيْنَهُمْ فَرْضٌ عَلَى الْكِفَايَةِ يَلْزَمُ الْجَمِيعَ فَرْضُهُ فَإِذَا قَامَ بِهِ قَائِمٌ سَقَطَ فَرْضُهُ عَنِ الْبَاقِينَ بِمَوْضِعِهِ لَا خِلَافَ بَيْنَ الْعُلَمَاءِ فِي ذَلِكَ وَحُجَّتُهُمْ فِيهِ قَوْلُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ {فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلْيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ} [التوبة: 122] فَأُلْزِمَ النَّفِيرُ فِي ذَلِكَ الْبَعْضَ دُونَ الْكَلِّ، ثُمَّ يَنْصَرِفُونَ فَيُعَلِّمُونَ غَيْرَهُمْ وَالطَّائِفَةُ فِي لِسَانِ الْعَرَبِ الْوَاحِدُ فَمَا فَوْقَهُ».
انظر: «جامع بيان العلم وفضله» 1/ 58-59.

Поэтому, если в обществе есть в достаточном количестве постигающие и распространяющие исламское знание, то на остальных такой обязанности уже нет, а есть желательность и награда. И кто усвоил основы веры и правовые положения, которые касаются его жизни и деятельности, и придерживается этого, тот имеет полную свободу в том, чтобы развиваться в избранном для жизни направлении и становиться профессионалом в своем деле, будь то наука, производство, торговля или что-то еще, чтобы обеспечивать достойные условия жизни себе и сделать свой вклад в возвращение величия исламской общине. Это особенно важно в наше время, когда среди мусульман очевиден острый дефицит высококвалифицированных специалистов практически во всех отраслях человеческой деятельности.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...