Правовое положение (хукм) молитвы приветствия мечети

2 недели назад | 112

حكم صلاة تحية المسجد

В одном из распространяемых роликов арабоязычный проповедник заявил, что совершать молитву приветствия мечети обязательно, а затем обвинил в невежестве тех, кто не придерживается этого мнения. Среди прочего он сказал:

«Не очистится твоя душа кроме как через знание…
Самое опасная из причин, которая привела эту общину к упадку и унижению, постигшему мусульман – это невежество! Люди думают что они из обладающих знанием, в то время, когда они полные невежды!»

Посмотрим же, на чем на самом деле обладающие знанием, и очистим души от невежества.

Правовое положение (хукм) молитвы приветствия мечети (тахиятуль-масджид)

Сказал имам Ибн ‘Абдуль-Барр аль-Малики: «Нет разногласия среди ученых, что вошедшему в мечеть во время, когда разрешено совершать дополнительные молитвы, желательно после того как вошел совершить молитву в два раката. Ее называют «приветствие мечети». И не является это обязательным ни у кого, в соответствии с тем, что сказал Малик, да помилует его Аллах. — Только у захиритов — они считают ее обязательной, а все факыхи (правоведы) не считают ее обязательной«. См. «Ат-Тамхид» 20/100.

قال الإمام ابن عبد البر المالكي: «لا يختلف العلماء أن كل من دخل المسجد في وقت يجوز فيه التطوع بالصلاة أنه يستحب له أن يركع فيه عند دخوله ركعتين قالوا فيهما تحية المسجد وليس ذلك بواجب عند أحد — على ما قال مالك رحمه الله — إلا أهل الظاهر فإنهم يوجبونهما والفقهاء بأجمعهم لا يوجبونهما».
انظر: «التمهيد» 20/100.

Сказал имам ан-Навави аш-Шафии: «А что касается хукма (правового положения) этого вопроса, то единогласны ученые в желательности приветствия мечети». См. «Аль-Маджму'» 3/544.

قال الإمام النووي الشافعي: «أما حكم المسألة فأجمع العلماء على استحباب تحية المسجد».
انظر: «المجموع» 3/544.

Сказал хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни аш-Шафии: «Единогласны имамы в фетвах, что положение этого — желательность. Ибн Батталь передал от захиритов обязательность, но Ибн Хазм ясно высказался о желательности«. См. «Фатх аль-Бари» 1/640.

وقال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي: «اتفق أئمة الفتوى على أن الأمر في ذلك للندب ، ونقل ابن بطال عن أهل الظاهر الوجوب ، والذي صرح به ابن حزم عدمه».
انظر: «فتح الباري» 1/640.

Сказал имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи: «Знай, что это — сунна по единогласному мнению мусульман. Кроме того, что передана от Дауда (аз-Захири) и его товарищей ее обязательность в соответствии с внешним значением повеления. И это не так. Потому что это повеление понимается как желательность и рекомендация. В соответствии со словами пророка, мир ему, в ответе спросившему его о молитвах: «Есть ли на мне обязанность выполнять иные?» — «Нет, если только не пожелаешь сделать дополнительно». И в соответствии с другими хадисами. И если мы скажем о ее обязательности, то будет запрещено входить в мечеть тому, у кого малое осквернение, и нет того, кто высказал бы такое мнение. И если разрешено входить в мечеть без малого омовения, то из этого вытекает, что не является обязательным делать два раката после входа в мечеть». См. «Шарх Аби Дауд» 2/378.

وقال الإمام بدر الدين العيني الحنفي: «اعلم أن هذه سنة بإجماع المسلمين؛ إلا ما رُوِيَ عن داود وأصحابه وجوبها/بظاهر الأمر؛ وليس كذلك؛ لأن الأمر محمول على الاستحباب والندب لقوله- عليه السلام- للذي سأله عن الصلوات: هل علي غيرها؟ قال: » لا، إلا أن تطوع » وغير ذلك من الأحاديث، ولو قلنا بوجوبهما لحرُم على المحدث الحدث الأصغر دخول المسجد حتى يتوضأ؛ ولا قائل به، فإذا جاز دخول المسجد على غير وضوء لزم منه أنه لا يجب عليه سجودهما عند دخوله».
انظر: «شرح سنن أبي داود» 2/378.

Сказал хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Что касается веления тому, кто вошел в мечеть, сделать два ракята перед тем, как сесть, то это веление понимается как желательность, а не обязательность у всех ученых, с мнением которых считаются. Мнение об обязательности передано только лишь от некоторых захиритов». См. «Фатх аль-Бари» 3/270-271.

وقال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «الأمر لمن دخل المسجد أن يركع ركعتين قبل جلوسه، وهذا الأمر على الاستحباب دون الوجوب عند جميع العلماء المعتد بهم. وإنما يحكى القول بوجوبه عن بعض أهل الظاهر».
انظر: «فتح الباري» 3/ 270-271.

Сказал шейх Ибн ‘Усаймин: «Я раньше говорил об обязательности приветствия мечети, затем более весомым для меня стало мнение о необязательности». Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух» 123.

قال الشيخ ابن عثيمين: «كنت أقول بوجوب تحية المسجد؛ لكني بعد ذلك ترجح عندي عدم الوجوب».
استمع: «لقاء الباب المفتوح» 123.

Более того, есть временные промежутки, в которые запрещено или порицаемо совершать дополнительные молитвы, и ученые разногласят насчет молитвы приветствия мечети: совершать ее в эти временные промежутки все так же желательно, или порицаемо, или запрещено?

Мнение ученых-шафиитов, одно из мнений имама Ахмада, мнение имамов Ибн Таймии и Ибн аль-Каййима — дозволенность совершения этой молитвы в эти временные промежутки.
Мнение большинства ученых — ханафитов, маликитов и ханбалитов — недозволенность или порицаемость совершения этой молитвы в данные временные промежутки.

На основании вышесказанного неверным будет описывать невежеством того, кто не считает совершение этой молитвы обязательным, так же как и того, кто не считает правильным совершение этой молитвы в запретные временные промежутки. Более того: описание приверженцев данных мнений невежеством и есть недостаток знаний. Речь, конечно же, не о тех, кто оставляет совершение данной молитвы действительно на основе невежества, а не на основе следования за учеными.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...