Сжатие в могиле постигнет каждого? Хадис про Са’да ибн Муаза
04.06.2017 | 8798
ضغطة أو ضمة القبر للمؤمنين
Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В могиле есть сжатие, и если бы кто-нибудь мог спастись от него, то это был бы Са’д ибн Муаз». Ахмад 6/55, 98.
Сказал имам аз-Захаби аш-Шафии: «Его иснад сильный» См. «Ас-Сияр» 1/291. Сказал хафиз аль-Иракы аш-Шафии: «Его иснад хороший (джеййид)». См. «Тахридж аль-Ихья» 5/259.
عن عائشة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «إِنَّ لِلْقَبْرِ ضَغْطَةً وَلَوْ كَانَ أَحَدٌ نَاجِيًا مِنْهَا نَجَا مِنْهَا سَعْدُ بْنُ مُعَاذٍ». رواه أحمد (6/55 ،98)، قال الحافظ العراقي الشافعي في «تخريج الإحياء» (5/259): إسناده جيد. وقال الإمام الذهبي الشافعي في «السير» (1/291): إسناده قوي.
Насчет этого сжатия есть несколько близких мнений.
1. Сжатие будет мучительным для всех, но верующих оно постигнет лишь на короткое время вначале.
Сказал имам Таджуддин Абу аль-Касим Абдульгаффар ас-Са’ди аш-Шафии: «Не спасется от сжатия могилы ни праведный, ни скверный, а разница между мусульманином и неверным в постоянстве сжатия для неверного, и в том, что с верующим это произойдет в начале, когда его опустят в могилу, а затем к нему снова вернется простор». См. Ас-Суюты «Хашия аля Сунан ан-Насаи» 3/292, «Фатауа ар-Рамли» 4/210.
هناك عدة الآراء المتقاربة في معنى ضمة القبر للمؤمن
1. تصيب ضمة القبر كل الناس وتشتد عليهم، غير أن سرعان ما يفرج عن المؤمن.
قال الإمام تاج الدين أبو القاسم عبد الغفار السعدي الشافعي: » لا ينجو من ضغطة القبر صالح ولا طالح غير أن الفرق بين المسلم والكافر فيها دوام الضغط للكافر وحصول هذه الحالة للمؤمن في أول نزوله إلى قبره ثم يعود إلى الانفساح له».
انظر: «حاشية السيوطي على سنن النسائي» 3/292، «فتاوى الرملي» 4/210.
2. Сжатие постигнет всех, но степень болезненности будет различаться по степеням.
Писал шейх Шихабуддин ан-Нафрави аль-Малики: «А что касается сжатия могилы, то оно будет непременно, хоть и будет различаться по степеням». См. «Аль-Фауаких ад-дауани» 2/688.
Писал имам аз-Захаби аш-Шафии: «Это сжатие никак не относится к наказанию в могиле, это просто событие, которое произойдет с верующим, так же как его ощущение боли при потере любимого ребенка в этой жизни, так же как ощущение боли во время болезни, во время выхода души (из тела). Так же мучительные ощущения во время расспроса и испытания в могиле, болезненные ощущения от плача его семьи по нем, болезненные ощущения при выходе из могилы и ужас этого. Болезненные ощущения при предстоянии перед огнем (в судный день) и тому подобное. Эти события будут происходить с рабом, но они никак не относятся к мучениям могилы и к наказанию Ада. Однако, если это будет богобоязненный раб, то Аллах мягко обойдется с ним в некоторых из этих ситуаций или же во всех их. И нет спокойствия для верующего до тех пор пока он не встретит своего Господа». См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 1/290-291.
2. ضمة القبر تصيب المؤمنين مع الكفار لكن تختلف باختلاف الدرجات
قال الشيخ شهاب الدين النفراوي المالكي: «وأما ضمَّةُ القبر فلا بد منها ، وإن كانت تختلف باختلاف الدرجات».
انظر: «الفواكه الدواني» 2/688.
قال الإمام الذهبي الشافعي: «هذه الضمة ليست من عذاب القبر في شيء ، بل هو أمر يجده المؤمن كما يجد ألم فقد ولده وحميمه في الدنيا ، وكما يجد من ألم مرضه ، وألم خروج نفسه ، وألم سؤاله في قبره وامتحانه ، وألم تأثره ببكاء أهله عليه ، وألم قيامه من قبره ، وألم الموقف وهوله ، وألم الورود على النار ، ونحو ذلك . فهذه الأراجيف كلها قد تنال العبد ، وما هي من عذاب القبر ، ولا من عذاب جهنم قط ، ولكن العبد التقي يرفق الله به في بعض ذلك أو كله ، ولا راحة للمؤمن دون لقاء ربه».
انظر: «السير» 1/290.
3. Сжатие для неверных будет наказанием, а для верующих добрым объятием.
Шейх Ибн Усаймин, объясняя этот хадис, сказал: «Этот хадис известен среди ученых. И если предположить, что он достоверен, то сжатие землей верующего — это сжатие милосердия и сострадания, как прижимает мать своего ребенка к груди. А что касается сжатия неверного, то это сжатие наказания». Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух» 161.
3. تكون الضمة للمؤمنين ضمة رحمة وشفقة، أما للكافر فهي ضمة عذاب.
قال الشيخ ابن عثيمين: «هذا الحديث مشهور عند العلماء ، وعلى تقدير صحته : فإن ضمة الأرض للمؤمن ضمة رحمة وشفقة ، كالأم تضم ولدها إلى صدرها ، أما ضمتها للكافر فهي ضمة عذاب».
استمع: «لقاء الباب المفتوح» 161.