Сунна-руководство и сунна дополнений. Основы ханафитского права
06.04.2018 | 2738
سنة الهدى أو سنة العبادة وسنة الزوائد أو سنة العادة في المذهب الحنفي
Если говорить о сунне, как о наследии пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывающем на желательный или рекомендательный характер определенного образа поведения, то ученые-ханафиты разделили ее на два основных вида. Исходя из критерия «увеличивается ли полнота религии?» ученые-ханафиты разделили ее на сунну-руководство (сунна аль-худа), которая представляет собой желательные обряды поклонения (‘ибада) и желательные положения, которые увеличивают полноценность обрядов поклонения, и сунну дополнений (сунна аз-зауаид), которая представляет собой рекомендуемый обычай, образ поведения (‘ада) и в большой степени относится к вопросам бытового характера, даже если связана с образом выполнения определенных обрядов.
Писал имам Садрушшариа аль-Асгар («Сердце шариата»-младший) Убейдуллах ибн Мас’уд аль-Махбуби аль-Бухари аль-Ханафи (ум. 747 г.х.): «Сунна может быть двух видов: сунна-руководство (прямого пути), оставление которой указывает на скверность и порицаемость, как дело обстоит с коллективной молитвой, азаном, икаматом и тому подобным; и есть сунна дополнений, оставление которых не указывает на это. Как с суннами пророка, мир ему и благословение Аллаха в том, как он вставал, стоял и садился». См. «Ат-Таудых», с. 540.
قال الإمام صدر اللشريعة الأصغر عبيد الله بن مسعود المحبوبي الحنفي (ت. 747 هـ): «السنة نوعان: سنة الهدى وتركها يوجب إساءة وكراهية كالجماعة والآذان والإقامة ونحوها وسنة الزوائد وتركها لا يوجب ذلك كسنن النبى عليه السلام في إقامته وقيامه وقعوده».
انظر: «التوضيح»، ص. 540.
И писал в «Шарх аль-Уикая»: «Сунна — это то, в выполнении чего пророк был постоянен, хоть иногда и оставлял. И если его постоянство в этом было в качестве поклонения, то это сунна-руководство (прямого пути), а если оно было в качестве обычая, то относится к суннам дополнений, как, например, ношение рубах, еда правой рукой, вход с правой ноги и тому подобное».
См. «Кашшаф истыляхат аль-фунун» 1/981.
وقال في «شرح الوقاية»: «السنة ما واظب عليه النبي مع الترك أحيانا . فإن كانت المواظبة المذكورة على سبيل العبادة فسُنن الهدى، وإن كانت على سبيل العادة فسُنن الزوائد كلبس الثياب والأكل باليمين وتقديم الرجل اليمنى في الدخول ونحو ذلك».
انظر: «كشاف اصطلاحات الفنون» 1/ 981.