Где наиболее полноценно собраны хадисы, на которые опирался имам аш-Шафии, и сборник «Муснад аш-Шафии»

24.11.2017 | 6231

مسند الشافعي ليس الاصل في الاستدلال على مذهبه وبيان أصل مسند الشافعي وجمعه

Писал имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии в предисловии книги «Та’джиль аль-манфа’а»:

«Муснад аш-Шафии»

«Среди хадисов, упомянутых в нем (в муснаде), есть те, которые он использует в качестве доказательств своего мазхаба, и есть те, которые он приводит в качестве доказательств к мнениям других и считает слабыми. Затем, сам аш-Шафии не составлял этот сборник. Это некоторые нейсабурцы выбрали хадисы для него из книги «аль-Умм» и из того, передачей чего отличился Абу аль-Аббас аль-Асамм от Раби’ (аль-Муради, ученика имама аш-Шафии). И осталось много хадисов аш-Шафии, которые не были включены в этот «Муснад». И достаточно как доказательства этому слов имама имамов Абу Бакра ибн Хузеймы, что он не знает сунны от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которую бы не поместил аш-Шафии в свою книгу. И не мало из сунны переданной от пророка, мир ему и благословение Аллаха, нет в этом «Муснаде»».

Сборник имама аль-Байхакы «Ма’рифа ас-сунан уа аль-асар». Издание в 7 томах

Затем: «А кто хочет полноценно ознакомиться с хадисами аш-Шафии, тому нужно обратиться к книге аль-Байхакы «Ма’рифа ас-сунан уа аль-асар». Он (аль-Байхакы) подошел к этому делу со всей тщательностью и не оставил ни в старых, ни в новых его (аш-Шафии) трудах хадиса, не упомянув его (в этой книге). Он распределил в ней хадисы, упорядочив их согласно главам фикха».

قال الحافظ ابن حجر العسقلاني — رحمه الله — في مقدمة » تعجيل المنفعة » :
:(الْأَحَادِيث الْمَذْكُورَة فِيهِ مِنْهَا مَا يسْتَدلّ بِهِ لمذهبه وَمِنْهَا مَا يُورِدهُ مستدلا لغيره ويوهيه ثمَّ أَن الشَّافِعِي لم يعْمل هَذَا الْمسند وَإِنَّمَا التقطه بعض النيسأبوريين من الْأُم وَغَيرهَا من مسموعات أبي الْعَبَّاس الْأَصَم الَّتِي كَانَ انْفَرد بروايتها عَن الرّبيع وبقى من حَدِيث الشَّافِعِي شَيْء كثير لم يعق فِي هَذَا الْمسند ويكفى فِي الدّلَالَة على ذَلِك قَول إِمام الْأَئِمَّة أبي بكر بن خُزَيْمَة أَنه لَا يعرف عَن النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم سنة لم يودعها الشَّافِعِي كِتَابه وَكم من سنة وَردت عَنهُ صلى الله عَلَيْهِ وَسلم لَا تُوجد فِي هَذَا الْمسند).

وقال : (وَمن أَرَادَ الْوُقُوف على حَدِيث الشَّافِعِي مستوعبا فَعَلَيهِ بِكِتَاب معرفَة السّنَن والْآثَار للبيهقي فَإِنَّهُ تتبع ذَلِك أتم تتبع فَلم يتْرك لَهُ فِي تصانيفه الْقَدِيمَة الجديدة حَدِيثا إِلَّا ذكره وَأوردهُ مرتا على أَبْوَاب الْأَحْكَام فَلَو كَانَ الْحُسَيْنِي اعْتبر مَا فِيهِ لَكَانَ أولى ).

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (8 оценок, среднее: 2,88 из 5)
Загрузка...