Культура и правила сухура и ифтара. Ханбалитский фикх

22.05.2019 | 29950

Сухур — это прием еды и питья перед началом поста. Время для сухура заканчивается с началом времени утренней молитвы (намаза фаджр).

Ифтар — это прием еды и питья по окончании поста. Время для ифтара начинается с началом времени вечерней молитвы (намаза магриб).

Эти два приема пищи напрямую связаны с положениями одного из важнейших видов поклонения Аллаху, то есть поста. И ученые уделили им особое внимание в книгах фикха.

В данной статье рассмотрены шариатские положения, связанные с проведением сухура и ифтара, согласно тому, как это объяснили большие ученые мазхаба имама Ахмада ибн Ханбаля. За основу взят материал из книги «Кашшаф аль-кына'» одного из сильнейших правоведов-ханбалитов последних веков — шейха Зейнуддина Мансура ибн Юнуса аль-Бухути. В своих трудах он не только точнейшим образом объяснял положения в главных книгах мазхаба, но и старался упоминать хотя бы по одному-двум самым ярким из обоснований для каждого из упомянутых постановлений.

«Самые яркие» — значит самые понятные и доступные для изучающего фикх. Это не единственные доказательства и, порой, не самые сильные из имеющихся. А чтобы познать менее очевидные и более сильные учащемуся нужно не ограничиваться фикхом, аятами и хадисами, а изучать и инструментальные науки: отрасли языкознания, правила фикха [кауаид фикхия], основы фикха [усуль аль-фикх], шариатские ценности [макасыд аш-шариа], терминология хадисоведения [мусталях аль-хадис] и не только. Все это по материалам ученых того же мазхаба, фикх которого изучается, или с поправкой на их мнения. Только так достигается глубокое непротиворечивое понимание поднятых вопросов и их основ.

Чтобы собранный материал был максимально информативным, к упомянутому шейхом аль-Бухути добавлены дополнительные вопросы и пояснения, рассмотренные другими имамами и учеными мазхаба. Да помилует их всех Аллах и да распространит их знания среди мусульман, чтобы увеличилась их награда, и мусульмане поклонялись Аллаху на основе знания общепризнанных имамов в религии.

 

Культура и правила сухура

 

1. Сухур желателен, но не обязателен

Говорит имам Ибн Муфлих аль-Ханбали (ум. 763 г.х.): «Сухур не обязателен, как передал Ибн аль-Мунзир и другие».
См. «аль-Фуру'» 5/35.

قال الإمام شمس الدين ابن مفلح (ت. 763 هـ): «لَا يَجِبُ السُّحُورُ حَكَاهُ ابْنُ الْمُنْذِرِ وَغَيْرُهُ».
انظر: «الفروع» 5/ 35.

Имам Шамсуддин ибн Муфлих имеет в виду, что древний шафиитский мухаддис Ибн аль-Мунзир и другие передали единогласное мнение об этом. Имам Ибн аль-Мунзир (ум. 319 г.х.) сказал: «Пришли к единогласию (ученые) в том, что сухур — желателен». См. «аль-Иджма'», с. 49.

قال الإمام ابن المنذر (ت. 319 هـ): «وأجمعوا على أن السحور مندوب إليه».
انظر: «الإجماع»، ص. 49.

А его желательность ученые извлекли из хадиса, в котором содержится как приказ его делать, так и указание на его достоинство.

Пишет имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали (ум. 620 г.х.): «Что касается его желательности, то мы не знаем насчет этого разногласия у ученых. И передал Анас ибн Малик, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принимайте сухур, ведь в сухуре есть благодать (барака)». В передаче хадиса сошлись аль-Бухари и Муслим».
См. «аль-Мугни» 3/173.

قال الإمام ابن قدامة المقدسي الحنبلي (ت. 620 هـ): «فِي اسْتِحْبَابِهِ. وَلَا نَعْلَمُ فِيهِ بَيْنَ الْعُلَمَاءِ خِلَافًا. وَقَدْ رَوَى أَنَسٌ أَنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَالَ: «تَسَحَّرُوا؛ فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةً» . مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ».
انظر: «المغني» 3/ 173.

 

2. Начало времени для сухура

Пишет имам Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали (1033 г.х.): «Его начало — с половины ночи».
См. «Гая аль-мунтаха» 1/357.

قال الإمام مرعي ين يوسق الكرمي الحنبلي (ت. 1033 هـ): «وَأَوَّلُهُ نِصْفُ لَيلٍ».
انظر: «غاية المنتهى» 1/ 357.

Это положение особенно важно для постящихся в зимнее время, когда ночь длинная, а день короткий. Если прошла половина ночи, то можно поесть с намерением, что это сухур, и затем лечь спать до самого утреннего намаза. Так получится выполнить сунну и найти больше времени для сна, если есть сложность в том, чтобы встать в более раннее время.

 

3. Желательно откладывать сухур поближе к началу поста, но не на время сомнения (шакк) в наступлении фаджра

В шариатских науках есть своя градация объективной уверенности в каком-либо положении. На практике она встречается довольно часто и представлена четырьмя категориями:

  1. «Уахм» — допущение, наименее вероятное предположение. Это состояние, когда наличие чего-либо допускают с небольшой вероятностью, меньше 50%.
  2. «Шакк» — сомнение. Это состояние, когда наличие и отсутствие чего-либо допускают с одинаковой вероятностью, т.е. 50/50.
  3. «Занн» или «галяба аз-занн» — наиболее вероятное предположение. Это состояние, когда наличие чего-либо допускают с большой вероятностью, более 50%.
  4. «Якын» — убежденность, очевидное знание. Это состояние, когда есть сформированная на основе категоричного знания полная уверенность в чем-либо, т.е. 100%.

В правилах, касающихся сухура и ифтара, эта градация применяется в том числе.

Так, что касается сухура, то его желательно откладывать только до тех пор, пока есть «занн», что все еще продолжается время ночи.

Пишет имам поздних ученых-ханбалитов, шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути (ум. 1051 г.х.): «Сунной является откладывать сухур, если нет опасения наступления второго (истинного) рассвета, согласно хадисам, среди которых переданный Зейдом ибн Сабитом, который сказал: «Мы провели сухур с пророком, мир ему и благословение Аллаха, затем встали для молитвы (намаза фаджр)». Я спросил: «Сколько времени было между ними (между окончанием сухура и началом фаджра)?» Он ответил: «По размеру прочтения пятидесяти аятов». В передаче хадиса сошлись аль-Бухари и Муслим. И потому что это больше укрепляет для поста, к тому же постящийся оберегается от ошибки и выходит из разногласия».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/331.

قال إمام علماء الحنابلة المتأخرين الشيخ منصور بن يونس البهوتي (ت. 1051 هـ): «يُسَنَّ (تَأْخِيرُ السُّحُورِ مَا لَمْ يُخْشَ طُلُوعُ الْفَجْرِ الثَّانِي) ؛ لِلْأَخْبَارِ مِنْهَا: مَا رَوَى زَيْدُ بْنُ ثَابِتٍ قَالَ: «تَسَحَّرْنَا مَعَ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، ثُمَّ قُمْنَا إلَى الصَّلَاةِ قُلْتُ: كَمْ كَانَ بَيْنَهُمَا؟ قَالَ: قَدْرَ خَمْسِينَ آيَةً» مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ؛ وَلِأَنَّهُ أَقْوَى عَلَى الصَّوْمِ لِلتَّحَفُّظِ مِنْ الْخَطَإِ وَالْخُرُوجِ مِنْ الْخِلَافِ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 331.

Разногласие, о котором идет речь, заключается в том, можно ли принимать пищу, когда «занн» о том, что все еще ночь, переходит в «шакк». Некоторые ученые не разрешили продолжать прием пищи в это время. И если постящийся ограничится временем «занна», прекратив есть и пить до наступления «шакка», то тем самым избежит попадания в ситуацию о которой разногласят ученые: действителен пост такого человека или нет.

 

4. Принимать пищу и питье во время сомнения (шакк) в наступлении фаджра разрешено

Когда заканчивается «занн» и начинается «шакк», откладывать сухур перестает быть желательным и остается просто разрешенным. Таково решающее мнение в ханбалитском мазхабе.

Пишет шейх Абу ас-Саадат аль-Бухути: «Не считается порицаемым (макрух) еда и питье при сомнении (шакк) в наступлении времени второго (истинного) рассвета. Сказал Ахмад, как передал Абу Дауд: «Если он сомневается в наступлении фаджра, то может есть пока не станет убежден в его наступлении». — Потому что основа в том, что продолжается время ночи».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/331.

قال الشيخ أبو السعادات البهوتي: «(وَلَا) يُكْرَهُ (الْأَكْلُ وَالشُّرْبُ) مَعَ الشَّكِّ فِي طُلُوعِ الْفَجْرِ الثَّانِي.
(قَالَ أَحْمَدُ) فِي رِوَايَةِ أَبِي دَاوُد (إذَا شَكَّ فِي) طُلُوعِ (الْفَجْرِ يَأْكُلُ حَتَّى يَسْتَيْقِنَ طُلُوعَهُ) ؛ لِأَنَّ الْأَصْلَ بَقَاءُ اللَّيْلِ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 331.

 

5. Половой акт нежелательно (макрух) осуществлять во время сомнения (шакк) в наступлении фаджра

Половой акт перед днем поста не имеет достоинства сухура, а потому он просто разрешен, пока есть «занн», что все еще продолжается ночь. А когда наступает «шакк», то откладывать или затягивать его на это время становится нежелательным.

Пишет шейх аль-Бухути: «Нежелательно (макрух) затягивать половой акт, когда есть сомнение насчет наступления второго рассвета (фаджра). Поскольку так человек подвергает себя возможному наступлению обязанности искупления, и потому что это не относится к тому, чем подкрепляются на время поста».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/331.

قال الشيخ البهوتي: «(وَيُكْرَهُ تَأْخِيرُ الْجِمَاعِ مَعَ الشَّكِّ فِي طُلُوعِهِ) أَيْ: الْفَجْرِ الثَّانِي؛ لِمَا فِيهِ مِنْ التَّعَرُّضِ لِوُجُوبِ الْكَفَّارَةِ وَلِأَنَّهُ لَيْسَ مِمَّا يُتَقَوَّى بِهِ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 331.

 

6. Даже малое количество еды или питья считается сухуром

Не все люди готовы есть ранним утром, и кто-то не успевает это сделать. Но выпить хоть немного воды не составит какой-либо сложности. Сделав лишь это, постящийся уже может рассчитывать на награду за сухур, и в то же время такое простое дело облегчает для него день поста.

Пишет шейх аль-Бухути: «Достоинство сухура обретается едой или питьем, даже если его будет мало. Согласно хадису Абу Саида: «Даже если кто-то из вас выпьет глоток воды». Его передал Ахмад, и в нем есть слабость, как сказал [Бурхануддин ибн Муфлих] в «аль-Мубди'».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/331-332.

قال الشيخ البهوتي: «(وَتَحْصُلُ فَضِيلَةُ السُّحُورِ بِأَكْلٍ أَوْ شُرْبٍ وَإِنْ قَلَّ) ؛ لِحَدِيثِ أَبِي سَعِيدٍ «وَلَوْ أَنْ يَجْرَعَ أَحَدُكُمْ جَرْعَةً مِنْ مَاءٍ» رَوَاهُ أَحْمَدُ وَفِيهِ ضَعْفٌ قَالَهُ فِي الْمُبْدِعِ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 331-332.

 

7. Полноценный сухур — это прием пищи

Пишет шейх Мансур аль-Бухути: «Полноценное достоинство сухура обретается приемом пищи. Согласно хадису ‘Амра ибн аль-‘Аса, в котором он передал (от пророка, мире ему и благословение Аллаха): «Между нами и ними прием пищи на сухур». Хадис приводит Муслим. И передал Абу Дауд от пророка, мир ему и благословение Аллаха, слова: «Сушеные финики (тамр) — прекрасный сухур для верующего»».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/332.

قال الشيخ منصور البهوتي: «(وَ) يَحْصُلُ (تَمَامُ الْفَضِيلَةِ بِالْأَكْلِ) لِحَدِيثِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ يَرْفَعُهُ: «بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمْ أَكْلَةُ السُّحُورِ» رَوَاهُ مُسْلِمٌ. وَرَوَى أَبُو دَاوُد عَنْ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «نِعْمَ سُحُورُ الْمُؤْمِنِ التَّمْرُ»».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 332.

 

Культура и правила ифтара

 

1. Желательно делать ифтар в начале его времени после того, как мнение о заходе Солнца (занн) перешло в знание (якын)

Многим известно, что с ифтаром желательно поспешить. Но мало кто знает, что желательная спешка относится ко времени, когда не просто предполагается, что Солнце «скорее всего уже зашло», а когда известно, что Солнце уже точно зашло. По крайней мере так оно у знатоков исламского права ханбалитской школы.

Говорит шейх аль-Бухути: «Сунной является поспешить с ифтаром, когда установлено, что Солнце зашло. Согласно хадису Сахля ибн Са’да, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не перестанут люди быть во благе, пока спешат с ифтаром». В передаче этого хадиса сошлись аль-Бухари и Муслим».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/331.

قال الشيخ البهوتي: «يُسَنَّ تَعْجِيلُ الْإِفْطَارِ ِ إذَا تَحَقَّقَ الْغُرُوبُ لِحَدِيثِ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ أَنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَالَ «لَا يُزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْرَ» مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 331.

 

2. Разрешено начинать ифтар при преобладающем предположении, что Солнце зашло

Когда еще нет точного знания (якын) о заходе Солнца, но уже есть наиболее вероятное предположение (занн) об этом, т.е. сложится мнение, что Солнце скорее всего уже зашло, то спешка с разговением будет не желательной, а разрешенной.

Пишет шейх Мансур аль-Бухути: «Он может разговляться при преобладающем предположении (галяба аз-зан), что солнце зашло. Потому что они (сподвижники) разговелись во время пророка, мир ему и благословение Аллаха, а затем (снова) показалось Солнце».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/331.

قال الشيخ منصور البهوتي: «(وَلَهُ الْفِطْرُ بِغَلَبَةِ الظَّنِّ) أَنَّ الشَّمْسَ قَدْ غَرَبَتْ؛ لِأَنَّهُمْ أَفْطَرُوا فِي عَهْدِ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ثُمَّ طَلَعَتْ الشَّمْسُ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 331.

То, что они прервали пост, не проверив, зашло ли Солнце, указывает на то, что разрешено прерывать пост при сложившемся мнении (занн), что оно «скорее всего зашло». Не дожидаясь, пока будет точно установлено, что Солнце зашло.

Стоит обратить внимание на различие во времени окончания сухура и времени начала ифтара.
Сухур разрешается продолжать, пока есть сомнение (шакк) в том продолжается ли ночь или уже начался день.
А ифтар не разрешается начинать, когда появилось сомнение (шакк), что день закончился и солнце зашло.
Разрешено начинать ифтар только при появлении наиболее весомого предположения (занн). Потому что вечером, пока есть сомнение, основа заключается в том, что продолжается день. А утром, пока есть сомнение, основа заключается в том, что продолжается ночь.

Из этого следует, что если кто-то начал ифтар, когда у него появилось сомнение (шакк) насчет захода солнца, то его пост за прошедший день будет недействителен. Если только потом не выяснится, что Солнце к тому моменту действительно зашло.

Писал имам Шамсуддин ибн Муфлих: «Кто поел, будучи в сомнении (шакк) насчет захода Солнца и продолжилось его сомнение, или поел, думая, что больше вероятность, что все еще день, тому следует возместить (када / каза) этот день. А если прояснится, что действительно была ночь, то не нужно возмещать».
См. «аль-Фуру'» 5/37.

قال الإمام ابن مفلح: «مَنْ أَكَلَ شَاكًّا فِي غُرُوبِ الشَّمْسِ وَدَامَ شَكُّهُ، أَوْ أَكَلَ يَظُنُّ بَقَاءَ النَّهَارِ; قَضَى وَإِنْ بَانَ لَيْلًا لَمْ يَقْضِ».
انظر: «الفروع» 5/ 37.

 

3. Чем лучше прерывать пост?

Пишет шейх Зейнуддин Мансур ибн Юнус: «Сунной является разговляться свежими финиками (рутаб). Если (постящийся) не найдет свежих фиников, то сушеными (тамр). А если не найдет сушеных, то водой. Согласно хадису Анаса, в котором он говорит: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прежде чем совершить намаз (магриб) разговлялся свежими финиками. Если их не было, то сушеными. Если не было сушеных фиников, то несколькими глотками воды». Хадис передал Абу Дауд, также ат-Тирмизи, который сказал о нем: «Хороший-уединенный (хасан-гариб)».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/332.

قال الشيخ زين الدين منصور بن يونس: «(وَيُسَنُّ أَنْ يُفْطِرَ عَلَى رُطَبٍ فَإِنْ لَمْ يَجِدْ) الرُّطَبَ (فَعَلَى التَّمْرِ فَإِنْ لَمْ يَجِدْ) التَّمْرُ (فَعَلَى الْمَاءِ) لِحَدِيثِ أَنَسٍ قَالَ: «كَانَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — يُفْطِرُ عَلَى رُطَبَاتٍ قَبْلَ أَنْ يُصَلِّيَ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ فَعَلَى تَمَرَاتٍ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَمَرَاتٌ حَسَا حَسَوَاتٍ مِنْ مَاءٍ» رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالتِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَسَنٌ غَرِيبٌ».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 332.

Так прерывал пост пророк, мир ему и благословение Аллаха, и затем делал вечернюю (магриб) молитву.

 

Чем можно заменить финики при разговении?

Пишет шейх аль-Бухути: «Смысл свежих и сухих фиников выражает всякая сладость, которой не касался огонь».
См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/489.

Шейх Абдульгани аль-Лябади аль-Ханбали (ум. 1319 г.х.) пояснил: «Вроде инжира, арбуза и тому подобного».
См. «аль-Хашия ‘аля Нейль аль-маариб» 1/137.

قال الشيخ البهوتي: «وَفِي مَعْنَى الرُّطَبِ وَالتَّمْرِ: كُلُّ حُلْوٍ لَمْ تَمَسَّهُ النَّارُ». انظر: «دقائق أولي النهى» 1/ 489.

وعلق الشيخ عبد الغني اللبدي الحنبلي (ت. 1319 هـ): «كتينٍ وبطيخ ونحوهما». انظر: «الحاشية على نيل المآرب» 1/ 137.

 

4. Дуа постящегося перед разговением принимается лучше

Пишет шейх аль-Бухути: «Сунной для постящегося является делать дуа при разговении, ведь его дуа не отвергается. Согласно хадису, который передал Ибн Маджа от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Дуа постящегося при разговении не отвергается»».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/332.

قال الشيخ البهوتي: «(وَ) يُسَنُّ (أَنْ يَدْعُوَ عِنْدَ فِطْرِهِ فَإِنَّ لَهُ دَعْوَةً لَا تُرَدُّ) لِمَا رَوَى ابْنُ مَاجَهْ مِنْ حَدِيثِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو: «لِلصَّائِمِ عِنْدَ فِطْرِهِ دَعْوَةٌ لَا تُرَدُّ»».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 332.

Имам Ибн Муфлих среди доказательств к этому положению упомянул хадис, в котором говорится о дуа до разговения: «Дуа троих не отвергается: справедливого правителя, постящегося, пока он не разговеется, и того, с кем обошлись несправедливо». От Абу Хурайры его передали Ибн Маджа (1752) и ат-Тирмизи (3598), который назвал его хорошим.

А имам Ибн Насруллах аль-Ханбали более склонялся к тому, что речь идет о дуа после прерывания поста, как будет упомянуто далее.

 

5. Что желательно сказать во время разговения (дуа ифтара)?

Говорит шейх аль-Бухути: «Сунной будет сказать при разговлении: «Аллахумма, ляка сумту, уа ‘аля ризкыка афтарту, субханака уа бихамдик. Аллахумма такаббаль минни, иннака антас-сами’уль-‘алим».

[О Аллах, ради Тебя я держал пост, и разговелся я тем, чем Ты меня наделил, свят Ты и хвала Тебе. О Аллах, прими (это) от меня, ведь ты — Слышащий, Знающий]

Согласно хадису, который ад-Даракутни передал от Анаса и Ибн ‘Аббаса: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил, когда разговелся: «О Аллах, ради Тебя я держал пост, и разговелся я тем, чем Ты меня наделил, свят Ты и хвала Тебе. О Аллах, прими (это) от меня, ведь ты — Слышащий, Знающий».

И передано от Ибн ‘Умара, что он рассказывал: «Разговевшись, пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Захабаз-зама-у уа бталятиль-‘урук, уа уаджабаль-аджру ин ша-Аллаху Та’аля».

[Ушла жажда, жилы (вены) наполнились влагой, и должно быть вознаграждение, если будет угодно Всевышнему Аллаху]

Его также передал ад-Даракутни».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/332.

Что касается второго дуа, то, видимо, шейх записал его по памяти. В книгах других ученых-ханбалитов и в самом «Сунан» ад-Даракутни оно приводится с небольшими различиями:

«Захабаз-зама-у уа-бталятиль-‘урук, уа сабаталь-аджру ин ша-Аллах».

[Ушла жажда, жилы (вены) наполнились влагой, и утвердилось вознаграждение, если будет угодно Аллаху]

Имам ад-Даракутни после этого хадиса написал: «Его иснад — хороший». См. «ас-Сунан» 2279.

قال الشيخ البهوتي: «(وَ) يُسَنُّ أَنْ يَقُولَ عِنْدَ فِطْرِهِ: (اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي إنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ) لِمَا رَوَى الدَّارَقُطْنِيّ مِنْ حَدِيثِ أَنَسٍ وَابْنِ عَبَّاسٍ: «كَانَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — إذَا أَفْطَرَ قَالَ: اللَّهُمَّ لَكَ صُمْنَا وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْنَا فَتَقَبَّلْ مِنَّا إنَّك أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ» .
وَعَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: «كَانَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — إذَا أَفْطَرَ قَالَ: ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتْ الْعُرُوقُ وَوَجَبَ الْأَجْرُ إنْ شَاءَ اللَّهُ تَعَالَى» رَوَاهُ الدَّارَقُطْنِيّ أَيْضًا».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 332.

وما يتعلق بالدعاء الثاني فلعل الشيخ كتبه من حفظه لأننا نجد أن صيغته في سنن الدارقطني يختلف بشيء يسير:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

وقال الإمام الدارقطني: «إِسْنَادُهُ حَسَنٌ». انظر: «سنن الدارقطني» 2279.

 

Дуа разговения из хадисов произносится перед прерыванием поста или после?

Пишет шейх Абдульгани аль-Лябади: «Насколько мне видится, постящемуся нужно произносить это после разговения. А в людской практике принято произносить его до разговения. И я не видел однозначного текста об этом от кого-либо из наших или других ученых.
Затем я встретил в «Хашии» Ибн ‘Иуада к этой же книге следующее: «Есть вероятность, что это дуа произносится перед разговением, и есть вероятность, что после. Из хадиса Ибн ‘Аббаса следует, что после, ведь он сказал: «Когда разговелся». Так же и со словами пророка, мир ему: «Дуа постящегося при разговении не отвергается». — Это пояснение от Ибн Насруллаха». Закончились слова Ибн ‘Иуада. Однако то, что он использовал в качестве доказательства по вопросу, не является однозначным (с точки зрения арабского языка)».
См. «аль-Хашия ‘аля Нейль аль-маариб» 1/137.

قال الشيخ عبد الغني اللبدي: «الذي يظهر لي أنه يقول ذلك بعد الفطر، والذي عليه عمل الناس أنه قبله، ولم أَرَ نصًّا في ذلك لأحد من علمائنا وغيرهم.
ثم رأيت في حاشية ابن عوض على هذا الكتاب ما نصه: يحتمل أن هذا الدعاء قبل الفطر، ويحتمل أنه بعده، ومقتضى حديث ابن عباس أنه بعده. فإنه قال: إذا أفطر. وكذلك قوله عليه السلام «للصائم عند فطره دعوة لا تردّ» أفاده ابن نصرالله اهـ لكن ما استدل به ليس صريحًا».
انظر: «الحاشية على نيل المآرب» 1/ 137.

 

6. Нет смысла воздерживаться от прерывания поста в течение ночи

Говорит шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути аль-Ханбали: «Когда скроется верхний край Солнца, постящийся считается разговевшимся, даже если не принимал пищу, то есть не ел и не пил. И он не получает награды за соединение (уисаль) двух дней поста ночным постом. Сказал [Бурхануддин ибн Муфлих] в «аль-Мубди'»: «В хадисе есть то, что указывает на то, что он (с наступлением ночи) считается прервавшим пост с точки зрения шариата»».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/332.

Хадис, о котором приводятся слова имама Бурхануддина ибн Муфлиха (ум. 884 г.х.) — это слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда ночь придет оттуда, день уйдет отсюда и зайдет Солнце, то разговелся постящийся». Его передали аль-Бухари и Муслим.

Прямой смысл этого хадиса указывает на то, что пост с точки зрения шариата, считается прервавшимся, как только Солнце зашло, и если человек не ест дальше, то он просто голодает, а не постит.
Этот хадис также может быть понят в ином ключе: когда зашло Солнце, то в это время разрешается разговляться постящимся, — как это отметил имам Шамсуддин ибн Муфлих в «аль-Фуру» 5/35.

قال الشيخ منصور بن يونس البهوتي الحنبلي: «(وَإِذَا غَابَ حَاجِبُ الشَّمْسِ الْأَعْلَى أَفْطَرَ الصَّائِمُ حُكْمًا وَإِنْ لَمْ يَطْعَمْ) أَيْ: يَأْكُلْ أَوْ يَشْرَبْ (فَلَا يُثَابُ عَلَى الْوِصَالِ) قَالَ فِي الْمُبْدِعِ: وَفِي الْخَبَرِ مَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُ يُفْطِرُ شَرْعًا».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 332.

والخبر هو قوله صلى الله عليه وسلم: «إذَا أَقْبَلَ اللَّيْلُ مِنْ هَاهُنَا وَأَدْبَرَ النَّهَارُ مِنْ هَاهُنَا وَغَرَبَتْ الشَّمْسُ فَقَدْ أَفْطَرَ الصَّائِمُ» متفق عليه. وَقَدْ يَحْتَمِلُ أَنَّ معناه: يَجُوزُ لَهُ الْفِطْرُ، كما أشار إليه الإمام شمس الدين ابن مفلح في «الفروع» 5/ 35.

 

7. Награда того, кто предоставил разговение (ифтар) постящемуся

Пишет шейх аль-Бухути: ««Кто разговел постящегося, тому полагается награда, подобная его награде, и награда постящегося при этом ничуть не уменьшится». Этот хадис перед Зейд ибн Халид аль-Джухани, возведя (к пророку, мир ему и благословение Аллаха). Сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис — хороший-достоверный».

Сказал [Шамсуддин ибн Муфлих] в «аль-Фуру'»: «Явный смысл — имеется в виду: их (имамов-ханбалитов) слов: что бы из себя ни представляло это разговение». — Это также явный смысл хадиса. Его также передал Ибн Хузейма от Салмана аль-Фариси, и там упомянуто о великой награде, если разговевший постящегося накормит его досыта.

И сказал шейх [Такыюддин ибн Таймия]: «Под разговением постящегося подразумевается кормление его досыта».
См. «Кашшаф аль-кына'» 2/332.

قال الشيخ البهوتي: ««وَمَنْ فَطَّرَ صَائِمًا فَلَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أَجْرِ الصَّائِمِ شَيْءٌ» رَوَاهُ زَيْدُ بْنُ خَالِدٍ الْجُهَنِيُّ مَرْفُوعًا، قَالَ التِّرْمِذِيُّ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ قَالَ فِي الْفُرُوعِ (وَظَاهِرُهُ) أَيْ كَلَامِهِمْ (أَيُّ شَيْءٍ كَانَ) كَمَا هُوَ ظَاهِرُ الْخَبَرِ وَكَذَا رَوَاهُ ابْنُ خُزَيْمَةَ مِنْ حَدِيثِ سَلْمَانِ الْفَارِسِيِّ، وَذَكَرَ فِيهِ ثَوَابًا عَظِيمًا إنْ أَشْبَعَهُ (وَقَالَ الشَّيْخُ: الْمُرَادُ) بِتَفْطِيرِهِ (إشْبَاعُهُ)».
انظر: «كشاف القناع» 2/ 332.

Скачать в формате PDF

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (12 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...