Шейх Салих аль-Усейми: Малое предисловие в фикхе согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля

1 месяц назад | 334

Малое предисловие в фикхе

Шейх Салих ибн Абдуллах ибн Хамад аль-Усейми
Член Комитета Больших Ученых КСА

Перевод: Али М.
г. Медина, 1438 г.х.

Скачать матн на арабском (pdf تحميل متن المقدمة الفقهية الصغرى للشيخ صالح العصيمي في صيغة)

Скачать перевод матна (pdf تحميل ترجمة المقدمة الفقهية الصغرى إلى اللغة الروسية في صيغة)

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала Аллаху, Который даровал понимание законоположений лучшим из Своих рабов и довел до них по милости Своей прекраснейшие установления. Да благословит Аллах и ниспошлет мир Его посланнику Мухаммаду, его семье, сподвижникам и тем, кто очистился для следования его руководству.

А затем.

Это – малое предисловие и легкий припас в фикхе согласно лучезарному мазхабу, мазхабу имама-воспитателя Абу Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани, да доведет его Аллах к пределу полноценности. Это предисловие содержит важнейшие вопросы очищения и молитвы, в которых увеличилась нужда зависимого обучающегося исламскому праву (фикху), упорядоченные по разделам озаглавленным, изложенные выражениями точными.
Я прошу Аллаха, чтобы Он принял это от меня, простил меня, даровал посредством этой работы пользу обучающимся фикху и сохранил у Себя награду за нее до Дня Воздаяния.

***

Глава о приведении себя в порядок.

А это – очищение (истинджа) с помощью воды, камня и тому подобного. Очищение (истинджа) – это устранение вышедшей из основного канала загрязняющей скверны с помощью воды, или условное устранение ее (устранение ее правового положения) с помощью камня или чего-то подобного. Второй вид называется подтиранием (истиджмар).
Это является обязательным в отношении всего, что вышло через канал, за исключением трех: воздух, чистое вещество, не загрязняющее вещество.
Подтирание (истиджмар) не будет действительным без соблюдения четырех условий.
Первое: использовать следует нечто чистое (тахир), дозволенное (мубах), сухое, очищающее, не требующее бережного отношения, как кости, помет копытных, еда, даже если для животных, книги, посвященные знанию.
Второе: вытирать следует три раза, или камнем, у которого три грани, или тремя камнями, так чтобы при каждом разе охватывалась вся область загрязнения. Если не очистилась, то следует увеличить число, и желательно закончить на нечетном.
Третье: чтобы то, что вышло, не охватило загрязнением область более обычной.
Четвертое: достижение чистоты. Чистота, достигаемая с водой – возвращение очищаемой области в состояние шероховатости, бывшей ранее; достигаемая при использовании камня и тому подобного: чтобы оставшийся след можно было убрать только водой, и человек подумал, что этого достаточно.

***

Глава об очищении зубов (сивак) и других положениях.

Сивак – это применение к зубам, деснам и языку части ветви для устранения изменения и тому подобных целей.
Сунной является чистить зубы частью ветви, мягкой, очищающей, не наносящей вред, не крошащейся. Кроме постящегося: после полудня это для него порицаемо (макрух), а до полудня разрешено (мубах) влажной ветвью и желательно (мустахабб) сухой.
Не выполнит сунну тот, кто станет использовать для очищения зубов не часть ветви.
Особо желательным является делать это перед молитвой и тому подобным, а так же при изменении запаха рта и тому подобного.

Сунны естества (фитра) двух видов.
Первый: обязательные (уаджиб). Это – обрезание (хытан) для мужчины и женщины при достижении половой зрелости, если нет опасения за себя. А совершить это в раннем возрасте — лучше.
Второй: желательные (мустахабб). Это – подбривание (истихдад), то есть сбривание волос в паховой области, укорачивание усов или их края, подстригание ногтей, эпиляция подмышек, а если есть сложность в осуществлении этого, то бритьё их или удаление волос известью.

***

Глава о малом омовении (вуду).

А это – использование известным образом очищающей (тахур) воды применительно к четырем видам органов: лицо, руки, голова, ноги.

Его условий (шарт) восемь.

Первое: прекращение того, что обязует его совершением.
Второе: намерение.
Третье: ислам.
Четвертое: разум.
Пятое: различение.
Шестое: очищающая (тахур) дозволенная (мубах) вода.
Седьмое: устранение того, что препятствует ее попаданию на кожу.
Восьмое: очищение (истинджа) или подтирание (истиджмар) перед ним.

Так же для того, чье осквернение постоянно, условием является наступление времени соответствующей обязательной молитвы.

Обязательное дело (уаджиб) в нем одно: слова о совершении его во имя Аллаха, при памяти о них.

Его твердых обязанностей (фард) шесть.
Первая: омывание лица, к которому так же относится полоскание рта (мадмада) и промывание носа (истиншак).
Вторая: омывание двух рук, включая локти.
Третья: протирание головы полностью, к которой так же относятся уши.
Четвертая: омывание ног, включая щиколотки.
Пятая: соблюдение последовательности между органами омовения так, как упомянул это Всевышний Аллах.
Шестая: непрерывность, которая заключается в том, чтобы не затягивать омывание органа так, чтобы высох предыдущий, или конца органа так, чтобы успевало высохнуть его начало; в умеренный период, или по его размеру в другое время.
И спадают две предыдущие при совершении полного омовения (гусль) от большого осквернения.

Того, что его нарушает (накыд), восемь видов.

Первый: что угодно, вышедшее через проход (или канал).
Второй: выход мочи или кала из остальных мест тела, независимо от того, много вышло или мало; или другой скверны (наджас), если ее вышло много – объем каждого вида из нее оценивается по отдельности.
Третий: утрата разума или сознания за исключением легкого сна сидячего или стоящего, не опираясь, и подобное этому.
Четвертый: прикосновение к человеческому срамному органу, соединенному, рукой, без препятствия.
Пятый: прикосновение мужчины или женщины к противоположному полу со страстью и без препятствия; и не нарушится малое омовение того, к чьему срамному органу или телу прикоснулись, даже если у него была страсть.
Шестой: омовение покойника; и омывающий – это тот, кто переворачивает покойника и занят им напрямую (касается), а не тот, кто льет воду и подобное тому.
Седьмой: употребление в пищу мяса верблюда.
Восьмой: отступничество от Ислама — да убережет нас Аллах от этого.

И все, что делает обязательным полное омовение, делает так же обязательным и малое омовение, кроме смерти.

А кто был убежден в наличии состояния чистоты (тахара), а затем стал сомневаться в осквернении, или наоборот, тому надлежит основываться на том, в чем он был убежден.

***

Глава о протирании (масх) кожаных носков (хуфф).

А это – проведение смоченной в воде рукой по большей части поверхности кожаных носков, надетых на ступню известным образом.
Постоялец (мукым) и путник (мусафир), путь которого не достигает расстояния сокращения молитв, а так же тот, кто совершает грех своим путешествием, протирают день и ночь; а путник, путь которого достигает расстояния сокращения молитв, и который не совершает грех своим путешествием – три дня с их ночами.
Срок его начинается с осквернения после надевания кожаных носков.
Протирание кожаных носков действительно при восьми условиях (шурут).
Первое: чтобы они были надеты после завершения достижения состояния чистоты (тахара), для которого была использована вода.
Второе: чтобы они закрывали место, которое обязательно омывать.
Третье: возможность идти в них как обычно.
Четвертое: чтобы они держались сами или посредством сандалий.
Пятое: чтобы они были разрешенными.
Шестое: чтобы они были чистыми (тахир).
Седьмое: чтобы через них не была видна кожа.
Восьмое: чтобы они не были широкими, так чтобы из-за них была видна часть места, которое обязательно омывать.
Малое омовение со стороны протирания кожаных носков нарушается и следует возобновить состояние очищения (тахара) в трех ситуациях.
Первая: если стала видна часть места, которое обязательно омывать.
Вторая: если произошло то, что обязует полным омовением (гусль).
Третья: окончание срока.

***

Глава о полном омовении (гусль).

А это – использование очищающей (тахур) разрешенной (мубах) воды, применительно ко всему телу известным образом.
Того, что обязует совершением полного омовения, семь видов.
Первый: передвижение семенной жидкости (мани), даже если она не вышла; если же он совершил полное омовение по этой причине, и после этого она вышла без наслаждения, то ему не нужно делать полное омовение заново.
Второй: ее выделение из естественного для этого места с условием наслаждения от этого для того, кто не является спящим или подобным ему.
Третий: сокрытие основной соединенной головки в основном срамном органе без разделяющего их препятствия.
Четвертый: принятие ислама неверным, даже если это вероотступник или достигший возраста различения.
Пятый: выход крови месячных кровотечений (хейд).
Шестой: выход послеродового кровотечения (нифас). И не является обязательным полное омовение при родах, от которых не было послеродового кровотечения, а так же при выкидыше плода в стадии кровяного сгустка (аляка) или мясистого образования (мудга), которое еще не имеет сформировавшихся черт.
Седьмой: смерть – обязанность является сугубо поклонением – кроме павшего смертью мученика (шахид) и убитого несправедливо.

Его условий (шарт) так же семь.
Первое: прекращение того, что обязывает его совершением.
Второе: намерение.
Третье: ислам.
Четвертое: разум.
Пятое: различение.
Шестое: очищающая дозволенная вода.
Седьмое: устранение того, что препятствует ее попаданию на кожу.
Обязательное дело (уаджиб) в нем одно: слова о совершении его во имя Аллаха, при памяти о них.
Твердая обязанность (фард) в нем так же одна, и она заключается в том, чтобы вода охватила все тело, а так же внутреннее пространство рта и носа. И достаточно преобладающего мнения об этом для того, чтобы полное омовение считалось выполненным полностью.

***

Глава об очищении песком (таяммум).

А это – использование известного песка для протирания лица и двух рук известным образом.
Его условий (шарт) восемь.
Первое: намерение.
Второе: ислам.
Третье: разум.
Четвертое: различение.
Пятое: очищение (истинджа) или подтирание (истиджмар) перед ним.
Шестое: наступление времени того, для чего его совершают.
Седьмое: неспособность использовать воду по причине ее утраты, или по причине вреда от ее добычи или использования.
Восьмое: чтобы это был очищающий дозволенный не обожженный песок, у которого есть пыль, липнущая к руке.
Обязательное дело (уаджиб) в нем — слова о совершении его во имя Аллаха, при памяти о них.

Твердых обязанностей (фард) в нем четыре.
Первая: протирание лица.
Вторая: протирание рук до выступов лучевых костей.
Третья: соблюдение установленной последовательности.
Четвертая: непрерывность по критериям малого омовения.
Две последние спадают, если очищение песком совершается при большом осквернении.

Того, что делает его недействительным (мубтыль), четыре вида.
Первый: что делает недействительным то, вместо чего оно совершается.
Второй: окончание времени.
Третий: наличие воды, которую есть возможность использовать без вреда.
Четвертый: исчезновение того, по причине чего оно было разрешено.

***

Глава о молитве (саля).

А это – известные слова и действия, начинающиеся возвеличиванием Аллаха (такбиром) и завершающиеся пожеланием мира (таслимом).
Условий молитвы два вида: условия обязательности и условия действительности.

Условий обязательности молитвы четыре (шурут аль-вуджуб).

Первое: ислам.
Второе: разум.
Третье: достижение половой зрелости (булюг).
Четвертое: чистота от месячных (хейд) и послеродовых кровотечений (нифас).

Условий действительности молитвы девять (шурут ас-сыхха).

Первое: ислам.
Второе: разум.
Третье: различение.
Четвертое: чистота от осквернения (хадас).
Пятое: наступление времени.
Шестое: сокрытие соответствующих областей тела (аураат) тем, что не передает описания кожи. Аураат для мужского пола с достижения десяти, для свободной представительницы женского пола с достижения различения, для рабыни, даже если она частично выкуплена — то, что между пупком и коленом. Аураат для мальчика от семи до десяти – два срамных места. Свободная половозрелая женщина вся является аураатом в молитве, кроме лица. Условием в твердой обязанности (фард) для половозрелого мужчины относительно аураата является полностью закрыть одеждой одно из его плеч.
Седьмое: отстранение от непростительной скверны на теле, одежде и месте.
Восьмое: направление в сторону кыбли.
Девятое: намерение.

***

Глава о столпах (рукн), обязательных делах (уаджиб) и суннах молитвы.

Слова и действия в молитве трех видов.
Первый: оставление чего намеренно или по забывчивости нарушает молитву, и это – столпы.
Второй: оставление чего намеренно, не по забывчивости, нарушает молитву, и это – обязательные дела.
Третий: оставление чего никак не нарушает молитву, и это – сунны.

Столпов (рукн) молитвы четырнадцать.

Первый: совершение ее, при возможности, стоя, если она обязательная.
Второй: такбир ихрама; произнесение его и всех остальных столпов (рукн) и обязательных (уаджиб) текстов настолько громко, чтобы слышать самому себя — обязательно (фард).
Третий: чтение аль-Фатихи.
Четвертый: поясной поклон.
Пятый: поднимание из него.
Шестой: выпрямление после него.
Седьмой: земной поклон.
Восьмой: поднимание из него.
Девятый: сидение между двумя земными поклонами.
Десятый: соблюдение спокойствия (фиксации, замирания).
Одиннадцатый: последний ташаххуд. Столпом из него являются слова «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад» после допустимого минимума из первого ташаххуда, а этот допустимый минимум из него: «Ат-Тахийяту лиЛляхи, салямун ‘алейка айюхан-набийю уа рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллах, уа анна Мухаммада ррасулю Ллах».
Двенадцатый: сидение для него и двух салямов.
Тринадцатый: два саляма, суть которых заключается в том, чтобы два раза сказать: «Ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах». В дополнительной и похоронной молитвах достаточно одного саляма.
Четырнадцатый: соблюдение установленной последовательности между столпами молитвы.

Обязательных дел (уаджиб) в молитве восемь:

Первое: такбир перехода.
Второе: слова «сами’а Ллаху лиман хамидах» для имама и молящегося самостоятельно.
Третье: слова «Раббана уа лякаль-хамд» для имама, молящегося за имамом и молящегося самостоятельно.
Четвертое: слова «субхана Раббияль-‘Азым» в поясном поклоне.
Пятое: слова «субхана Раббияль-А’ля» в земном поклоне.
Шестое: слова «Рабби гфир ли» между двумя земными поклонами.
Седьмое: первый ташаххуд.
Восьмое: сидение для него.

А что касается сунн (желательных действий) молитвы, то это все остальное из ее описания.

***

Глава о временах молитв.

Время полуденной (зухр) молитвы – от окончания зенита солнца, то есть с отклонения его от середины неба, до того, как длина тени станет равна высоте предмета, к которой добавили длину тени во время зенита.
После него наступает время предвечерней (аср) молитвы, которое продолжается от окончания времени полуденной молитвы до того, как длина тени станет равна удвоенной высоте предмета, к которой добавили длину тени во время зенита – и это будет конец времени в котором есть свобода выбора. После этого наступает время вынужденной необходимости (дарура) и продолжается до заката солнца.
Затем после него наступает время вечерней (магриб) молитвы, которое продолжается от заката солнца до исчезновения красной зари.
Затем после него наступает время свободы выбора для ночной (иша) молитвы, которое длится до окончания первой трети ночи. После этого наступает время вынужденной необходимости, оно продолжается до появления второй утренней зари (фаджр), которая представляет собой горизонтальную белизну на востоке, после которой уже не возвращается темнота.
Затем после него наступает время утренней (фаджр) молитвы, которое продолжается от появления второй утренней зари до восхода солнца.

***

Глава о том, что нарушает молитву.

Того, что нарушает (мубтыль) молитву, шесть видов:

Первый: то, что является нарушением ее условия (шарт). Например, то, что нарушает состояние очищения (тахара); так же попадание скверны (наджаса) на него, если он сразу же не уберет ее; так же направление не в сторону кыбли, ведь направление в ее сторону является условием; так же раскрытие большой площади поверхности тела, которую положено закрывать (аураат), если не закроет ее сразу же; так же отмена намерения, колебания в нем, сомнение.

Второй: то, что является нарушением ее столпа (рукн). Например, оставление в любом виде одного из ее столпов, кроме стояния (кыям) в дополнительной (нафль) молитве; так же добавление столпа, являющегося действием; так же намеренное изменение смысла при чтении аль-Фатихи; так же по меркам обычая множество последовательных движений не относящихся к молитве, если не был вынужден так поступить по причине страха: убегая от врага и тому подобное.

Третий: то, что является нарушением ее обязательного дела (уаджиб). Например, намеренное оставление обязательного дела; так же произнесение поминаний (тасбих), относящихся к поясному и земному поклону после выпрямления и занятия сидячей позы; так же произнесение просьбы о прощении после земного поклона.

Четвертый: то, что является нарушением ее формы (хай-а). Например, возвращение, зная и помня, к первому ташаххуду после начала чтения (Корана); так же салям перед имамом того, кто за ним следует, произнесенный намеренно; или по невнимательности, если не повторит его после имама; так же нахождение следующего за имамом перед имамом; так же недействительность молитвы имама, но не во всяком случае.

Пятый: то, что является нарушением чего-либо обязательного в ней. Как, например, смех, так же разговор, даже если его мало, или по невнимательности, или принуждению, или для предостережения от опасности, так же к этому относится салям прежде ее завершения, еда и питье в обязательной молитве намеренно.

Шестой: то, что является нарушением чего-либо, что должно быть обязательно соблюдено для нее. Как прохождение перед молящимся на расстоянии трех локтей и менее собаки полностью черного цвета.

***

Глава о земном поклоне по невнимательности (суджуд ас-сахв).

Это два земных поклона из-за рассеянности в молитве, совершаемые по известной причине.
Узаконен по трем причинам: добавка, недостаток, сомнение.
На него распространяется три положения: обязательность (уаджиб), желательность (сунна), разрешенность (мубах).
Он обязателен, если было добавлено действие, относящееся к молитве, как, например, поясной поклон, земной поклон, или салям прежде ее завершения; или если было оставлено то, выполнение чего является обязательным (уаджиб).
Желателен, если из-за рассеянности была произнесена узаконенная в молитве фраза, но из другого места.
Разрешен, если было оставлено нечто желательное (сунна).
Его место – предпочтительно перед салямом, кроме варианта, когда произнес салям, не доделав один ракат или более – тогда предпочтительно после него. Однако, если совершит два земных поклона после него, то обязательно должен прочитать последний ташаххуд и затем произнести салям.

Он спадает в трех случаях.
Первый: если забыл его совершить и прошел длительный со стороны обычая отрезок времени.
Второй: если нарушил состояние чистоты.
Третий: если вышел из мечети.

Кто встал для совершения лишнего раката, должен сесть, когда вспомнит.
Кто оставил совершение чего-то обязательного (уаджиб) и вспомнил об этом до того, как приступил к следующему после него столпу (рукн), то ему обязательно (уаджиб) вернуться, а иначе будет запрещено (харам); кроме ситуации, когда оставил первый ташаххуд, выпрямился стоя, но не приступил к чтению, в таком случае порицаемо (макрух).
Кто пребывает в сомнении (шакк) о совершении столпа (рукн) или о числе ракатов, будучи в молитве, тому следует основываться на том, в чем убежден, то есть на наименьшем из совершенного, и сделать земные поклоны по невнимательности. А после завершения молитвы сомнение не имеет значения.

***

Завершено, с вознесением хвалы Аллаху в ночь воскресенья одиннадцатого джумада ас-сания тысяча четыреста тридцать первого года в городе эр-Рияд, да сохранит его Аллах обителью ислама и сунны.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...