Становится ли сподвижником тот, кто увидел пророка, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти или во сне?
15.04.2018 | 2543
هل تثبت الصحبة برؤية النبي صلى الله عليه وسلم في المنام أو برؤيته بعد وفاته؟ جواب الحافظ السخاوي
Писал имам, мухаддис, хафиз Абу аль-Хейр Мухаммад ибн Абдуррахман ас-Сахави аш-Шафии:
«Меня спросили: «В определении сподвижника сказано, что «это тот, кто увидел (пророка, мир ему и благословение Аллаха)…» Входит ли в это определение тот, кто увидел пророка, мир ему и благословение Аллаха во сне? Или тот, кто увидел его после его смерти? Как произошло с поэтом Абу Зуайбом аль-Хузали, который, когда к нему дошла новость о болезни пророка, мир ему и благословение Аллаха, отправился в путь к нему, но незадолго до его прибытия в Медину, пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер. Абу Зуайб прибыл еще до того, как пророку, мир ему и благословение Аллаха, сделали большое омовение (гусль). И он же присутствовал на собрании под навесом Бани Са’ида и во время присяги Абу Бакру. Затем он совершил (похоронную) молитву над посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, видел его завернутым и присутствовал при захоронении. Считается такой сподвижником или нет?»
И я ответил: что касается первой ситуации (с видением во сне), то аль-Булькыни указал на то, что она входит в определение сподвижника, и что нужно добавить в определение условие, посредством которого эта ситуация исключалась бы из него. И наш шейх (Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии) ясно высказался, что такой человек не считается сподвижником, ведь даже если он действительно увидел его (во сне), то это возвращается к вопросам о смыслах, а не к положениям, относящимся к этой жизни. И поэтому он не обязан поступать в соответствии с тем, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел ему в таком (его) состоянии (т.е. во сне).
А что касается второй ситуации (с видением после смерти), то аль-Алляи (Саляхуддин Абу Саид аш-Шафии) сказал: «Не будет чем-то маловероятным возможность присуждения такому человеку положения сподвижничества из-за того достоинства, которое выпало ему из видения пророка, мир ему и благословение Аллаха, до захоронения и совершения молитвы над ним». Также сказал: «И это более уместно, чем отнесение к числу сподвижников современника (пророка, мир ему и благословение Аллаха), который не видел его вообще, или младенца, который родился при его жизни».
И сказал наш шейх (Ибн Хаджар): «Более весомо то, что он не является сподвижником. Если не сказать так, то выйдет, что к сподвижникам будет отнесен всякий, кому случится увидеть его благородное тело в его почитаемой могиле, даже если это произойдет в наше время. Поэтому, кому из праведников (аулия) он будет раскрыт (видимо, посредством божественного озарения), и он (праведник) увидит его, или если это произойдет посредством чудесного дара (карамат), то ведь довод того, кто утвердил статус сподвижника для увидевшего (пророка, мир ему и благословение Аллаха) до захоронения, заключается в том, что он (т.е. пророк, мир ему и благословение Аллаха) продолжает жить (после смерти). Но поскольку эта жизнь не мирская, а загробная, то с ней не связываются положения этой (мирской) жизни. Шахиды тоже живы, но, вместе с тем, положения, которые относятся к ним, это те же положения, которые относятся к другим умершим».
И упомянул его (Ибн Хаджара) шейх аль-Изз ибн Джама’а (аш-Шафии) в объяснении «Улюм аль-хадис», передавая от некоторых ученых, что явно то, что к условиям (сподвижника) относится видение пророка, мир ему и благословение Аллаха, при его жизни, поскольку пророчество прервалось с его смертью, мир ему и благословение Аллаха. И сказал: «Это нуждается в исследовании и осмыслении».
И Аллах лучше знает».
См. «Аль-Аджвиба аль-мардыя» 1/203-204.
قال الإمام المحدث الحافظ أبو الخير محمد بن عبد الرحمن السخاوي الشافعي:
سئلت: هل يدخل في تعريف الصحابي حيث قيل فيه: من رأى .. إلى آخه، من رأى النبي صلى الله عليه وسلم في المنام أو رآه بعد وفاته كما وقع لأبي ذؤيب الهذلي الشاعر فإنه لما أخبر بمرض النبي صلى الله عليه وسلم سافر نحوه فقبض صلى الله عليه وسلم قبل وصوله إلى المدينة بيسير، وقدم قبل غسله صلى الله عليه وسلم فحضر ثقيفة بن ساعدة وبيعة أبي بكر ثم صلى على رسول الله صلى الله عليه وسلم ورآه مسجى وشهد دفنه، أم لا؟
فأجبت: أما الصورة الأولى فأشار البلقيني إلى دخولها في الحد وأنه ينبغي أن يزاد في التعريف ما يخرجها، وصرح شيخنا بأنه لا يعد صحابيًا لأنه وإن كان قد رآه حقًا، فذلك فيما يرجع إلى الأمور المعنوية، لا الأحكام الدنيوية ولهذا لا يجب عليه أن يعمل بما أمره في تلك الحالة،
وأما الصورة الثانية فقال العلائي: لا يبعد أن يعطي هذا حكم الصحبة لشرف ما حصل له من رؤيته صلى الله عليه وسلم قبل دفنه وصلاته عليه، قال: وهو أقرب من عدَّ المعاصر الذي لم يره أصلاً فيهم أو الصغير الذي ولد في حياته. انتهى.
وقال شيخنا: والراجح أنه ليس صحابيًا وإلا لعد فيهم من اتفق أن يرى جسده المكرم وهو في قبره المعظم ولو في هذه الأعصار ولذلك من كشف له عنه من الأولياء فرآه وكذلك على طريق الكرامة إذ حجة من أثبت الصحبة لمن رآه قبل دفنه أنه مستمر في الحياة وهذه الحياة ليست دنيوية إنما هي أخروية لا تتعلق بها أحكام الدنيا فإن الشهداء أحياء ومع ذلك فإن الأحكام المتعلقة بهم بعد القتل جارية على أحكام غيرهم من الموتى. وذكر شيخه العز ابن جماعة في شرحه لعلوم الحديث نقلاً عن بعضهم أن الظاهر اشتراط وقوع الرؤية وهو صلى الله عليه وسلم حي لأن النبوة انقطعت بوفاته صلى الله عليه وسلم قال: وهو محل بحث وتأمل. والله أعلم.
انظر: «الأجوبة المرضية» 1/ 203-204.