Опасение сподвижниками и табиинами иджтихада (суждений о «правильном» мнении, исходя из доводов)

29.05.2017 | 624

خوف الصحابة والتابعين من الاجتهاد والفتيا

Сказал имам Малик ибн Анас, да будет доволен им Аллах:

«Я застал (а он застал табиинов) обладателей знания и понимания (фикха) в нашем городе (Медина) — если кого-либо из них спрашивали по какому-либо вопросу, то словно бы смерть нависала над ним из-за этого; и я увидел, что люди этого времени любят погружаться в разговоры по этим вопросам и выдавать фатвы. И если бы они обратили внимание на то, к чему они идут, то уменьшили бы свое занятие этим. К Умару ибн аль-Хаттабу, Али и большинству наилучших сподвижников приходили люди с вопросами, и они (эти сподвижники) — лучшее поколение, в котором был послан пророк, мир ему и благословение Аллаха — они собирали сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, спрашивали, а затем давали фатвы по этим вопросам. А люди нашего времени стали видеть свое достоинство в выдаче фатв».

См. Кады Ийяд аль-Малики «Тартиб аль-мадарик» 1/179, аш-Шатыби аль-Малики «аль-Мувафакат» 5/324.

قال أنس بن مالك رضي الله عنه: «ولقد أدركت أهل العلم والفقه ببلدنا وإن أحدهم إذا سئل عن مسألة كأن الموت أشرف عليه. ورأيت أهل زماننا هذا يشتهون الكلام فيه والفتيا، ولو وقفوا على ما يصيرون إليه غداً لقللوا من هذا، وإن عمر بن الخطاب وعلياً وعلقمة خيار الصحابة كانت تتردد عليهم المسائل وهم خير القرون الذي بعث فيهم النبي صلى الله عليه وسلم وكانوا يجمعون أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ويسألون حينئذ ثم يفتون فيها، وأهل زماننا هذا قد صار فخرهم الفتيا»
انظر: ترتيب المدارك 1/179، الموافقات 5/324.

И как несовместимо с этим то, что происходит сейчас, когда люди, денно и нощно по любому поводу заявляющие о своем следовании за первыми поколениями имамов (саляфами)
— занимаются иджтихадом, вынося решения о том, постановление какого из имамов «соответствуют сунне», а какого «противоречат доводам», мнение какого правильное, а какого нет, но сами при этом не достигли самой низкой из степеней иджтихада;
— побуждают своих незнающих последователей заниматься иджтихадом под предлогом обязательности следования доводам и оставления слов ученых, если слова ученых противоречат доводам в понимании любого из невежд;
— обвиняют в заблуждении и обзывают «мазхабистами» и «фанатичными мазхабистами» тех, кто призывает вернуться к пути имамов религии в этих вопросах.

ومن العجيب ما يظهر من التناقض الواضح عند جماعة أناس يدّعون اتباع السلف ويكررون دعواهم ليلا ونهارا بكل سبب وبدونه وهم في نفس الوقت
— يشتغلون بالإجتهاد بالحكم على إجتهادات الأئمة: أيتها «توافق السنة» وأيتها «تخالف الدليل» وأي رأي من أرائهم صحيح وأي قول من أقوالهم ضعيف وخطأ، ولم يحصلوا على أدنى مراتب الإجتهاد
— يحرّضون أتباعهم الجهلة على الإجتهاد بكلامهم أنه يجب على كل الإنسان — أيا جاهلا كان — اتباع الأدلة وترك كلام الأئمة والعلماء إذا تعارض في عقله — أيا كان ضعفه — فهم كلام العلماء وفهم الأدلة
— يضللون وينبذون بـ(المذهبيين) و(متعصبة المذاهب) من يدعوهم إلى الرجوع إلى منهج الأئمة في هذا الباب.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...