Ибн Таймия: О совершении сунны открыто, чтобы донести знание, и об оставлении сунны во избежание раскола

4 месяца назад | 250

ابن تيمية: استحباب فعل السنه جهرا وعلانية بقصد إعلام بها والتعليم وستحباب ترك فعلها إن يخشى أن فعلها سيؤدي إلى التباغض والتفرق والشقاق

О желательности открытого совершения сунны, чтобы донести знание о ней, и оставления сунны, если ее совершение становится причиной разделения, раскола и вражды.

Говорит шейх уль-Ислам Ибн Таймия, рассматривая вопрос о произнесении басмали вслух в начале молитвы, после того, как перечислил имеющиеся мнения: «… Ахмад использовал то, что передается от сподвижников по этому вопросу и счел желательным произнесение ее вслух, если польза от этого является преобладающей. Так что он даже сказал, что молящемуся в Медине стоит произносить ее вслух. Некоторые из его товарищей сказали: «Это потому, что мединцы порицали того, кто произносил ее вслух».
И является желательным, чтобы человек стремился к объединению сердец, оставляя эти желательные дела, потому что польза объединения в религии более велика, чем польза совершения подобных дел. Как оставил пророк, мир ему и благословение Аллаха, изменение строения Каабы, из-за того единения сердец, которое связано с оставлением ее в прежнем виде. И как выразил Ибн Мас’уд порицание Усману за совершение в путешествии намаза в полном виде, а затем совершил за ним молитву в полном виде. И сказал: «Разделение — зло».
А что касается упомянутого, то даже если это хорошее объяснение, так ведь Ахмад имел ввиду, что жители Медины не читают басмалю, и стоит произносить ее вслух, чтобы разъяснить, что ее чтение — сунна (по мнению имама Ахмада). Как Ибн Аббас, который прочитал вслух «Мать писания» в похоронной молитве и сказал: «Чтобы вы знали, что она является сунной». И так же, как Умар более чем один раз вслух произносил дуа аль-истифтах. И так же, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда произносил вслух аяты в полуденной и предвечерней молитвах».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/407-408.

يقول شيخ الإسلام ابن تيمية أثناء كلامه عن الجهر بالبسملة في الصلاة بعد أن ذكر أراء الأئمة:

«…مَعَ أَنَّ أَحْمَد يَسْتَعْمِلُ مَا رُوِيَ عَنْ الصَّحَابَةِ فِي هَذَا الْبَابِ فَيَسْتَحِبُّ الْجَهْرَ بِهَا لِمَصْلَحَةِ رَاجِحَةٍ حَتَّى إنَّهُ نَصَّ عَلَى أَنَّ مَنْ صَلَّى بِالْمَدِينَةِ يَجْهَرُ بِهَا فَقَالَ بَعْضُ أَصْحَابِهِ؛ لِأَنَّهُمْ كَانُوا يُنْكِرُونَ عَلَى مَنْ يَجْهَرُ بِهَا.
وَيُسْتَحَبُّ لِلرَّجُلِ أَنْ يَقْصِدَ إلَى تَأْلِيفِ الْقُلُوبِ بِتَرْكِ هَذِهِ الْمُسْتَحَبَّاتِ لِأَنَّ مَصْلَحَةَ التَّأْلِيفِ فِي الدِّينِ أَعْظَمُ مِنْ مَصْلَحَةِ فِعْلِ مِثْلِ هَذَا كَمَا تَرَكَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَغْيِيرَ بِنَاءِ الْبَيْتِ لِمَا فِي إبْقَائِهِ مِنْ تَأْلِيفِ الْقُلُوبِ وَكَمَا أَنْكَرَ ابْنُ مَسْعُودٍ عَلَى عُثْمَانَ إتْمَامَ الصَّلَاةِ فِي السَّفَرِ ثُمَّ صَلَّى خَلْفَهُ مُتِمًّا. وَقَالَ الْخِلَافُ شَرٌّ.
وَهَذَا وَإِنْ كَانَ وَجْهًا حَسَنًا فَمَقْصُودُ أَحْمَد أَنَّ أَهْلَ الْمَدِينَةِ كَانُوا لَا يَقْرَءُونَهَا فَيَجْهَرُ بِهَا لِيُبَيِّنَ أَنَّ قِرَاءَتَهَا سُنَّةٌ (في رأي الإمام أحمد) كَمَا جَهَرَ ابْنُ عَبَّاسٍ بِقِرَاءَةِ أُمِّ الْكِتَابِ عَلَى الْجِنَازَةِ وَقَالَ: لِتَعْلَمُوا أَنَّهَا سُنَّةٌ وَكَمَا جَهَرَ عُمَرُ بِالِاسْتِفْتَاحِ غَيْرَ مَرَّةٍ وَكَمَا كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَجْهَرُ بِالْآيَةِ أَحْيَانًا فِي صَلَاةِ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 22/ 407-408.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...