Сколько дней путнику можно сокращать и совмещать намазы? Шафиитский фикх

08.12.2018 | 1201

مدة جمع وقصر الصلاة على المذهب الشافعي

Детальный ответ Муфтията Иордании согласно мазхабу имама аш-Шафии.

Фатва №14

Вопрос: Как долго путнику можно совмещать и сокращать молитвы?

Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину — посланнику Аллаху.

Кто отправился в дозволенное путешествие на расстояние 81 км. [1] и более [2], тому разрешено сокращать и совмещать (молитвы) до тех пор, пока не произойдет что-либо из указанного далее:

1. Если он намеревается без каких-либо оговорок проживать в том месте, в которое прибывает, то сокращение и совмещение для него заканчиваются при достижении им этого места.

2. Если он намеревается проживать в месте прибытия четыре дня и более, не считая день прибытия и день отъезда [3], то его путешествие заканчивается с его прибытием в то место, в котором он намеревается проживать, и заканчивается для него сокращение и совмещение. А если он намеревается проживать менее четырех дней, не считая день прибытия и день отъезда, то он сокращает и совмещает (намазы).

3. Если он намеревался прожить три дня, не считая день прибытия и день отъезда, но был вынужден остаться на больший срок в данной местности, то его путешествие прерывается с истечением третьего дня (не считая день прибытия), и с этого момента не разрешено для него сокращение и совмещение.

4. Если он не знает, когда точно решит свои дела в этом путешествии, и полагает, что справится с ними до истечения четырех дней, но его надежды не оправдались, и время пребывания в данной местности затянулось, то ему разрешено сокращать и совмещать намазы до 18 дней. [4]

Что касается довода на ограничение тремя днями, то это хадис аль-‘Аля ибн аль-Хадрами, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший хиджру из Мекки) может оставаться в Мекке три дня». В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. И было сказано: «Мухаджирам запрещалось проживание в Мекке и жизнь среди неверных. И то, что им было разрешено оставаться там три дня указывает на то, что у них (три дня) оставалось положение путников, в отличие от четырех дней».

А что касается довода на 18 дней в положении сомнения о времени, за которое будут решены дела, то такое время пророк, мир ему и благословение Аллаха, проживал в Мекке в год ее открытия, и он в это время сокращал намазы. См. «Мугни аль-мухджадж» 1/519-521.

И Аллах лучше знает.

См.: http://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=14

_____________

Примечания переводчика:

[1] Имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии с достоверным иснадом в «ас-Сунан аль-кубра» (1/396) и имам аль-Бухари в утвердительной форме но с неполным иснадом в «Сахихе» передали от ‘Ата ибн Аби Рабаха, что «Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими и их отцами, молились по два раката и оставляли пост при расстоянии в 4 барида и больше».
Четыре барида — это 48 миль. У поздних ученых-шафиитов за основу принято мнение, что одна миля составляет 3500 локтей. Один локоть согласно исследованию д.н. Мухаммада Наджмуддина аль-Курди в «аль-Макадир аш-шар’ия» (с. 252-260) составляет 48 см. Таким образом минимальное расстояние пути будет 48*3500*48=8064000 см. То есть 80,64 км., что при безопасном округлении дает 81 км.

[2] У большинства ученых число, которым обозначают минимальное расстояние пути (сафар) считается приблизительным. У ученых шафиитского мазхаба оно строго фиксированное и в обязательном порядке должно превышать 80,64 км. ввиду того, что в достоверном сообщении от сподвижников указано именно данное расстояние как минимальное.

[3] Если путник прибыл ночью, то отсчет времени стоянки начинается с наступления дня, а если прибыл днем, то с наступления времени ночи. См. Хашия аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди ‘аля Нихая аль-мухтадж» 2/255.

[4] Не считая дня прибытия и отправления. См. «Нихая аль-мухтадж» 2/255.

دار الإفتاء بالمملكة الأردنية
رقم الفتوى : 14

السؤال : ما المدة التي يجوز للمسافر أن يجمع ويَقْصُر فيها الصلاة؟

الجواب : الحمد لله، والصلاة والسلام على سيدنا رسول الله
من سافر سفرًا مباحًا مسافة (81 كم) [1] فأكثر [2]؛ جاز له القصر والجمع إلى أن يحصل واحد من الأمور الآتية:
1. أن ينوي الإقامة المطلقة في المكان الذي وصل إليه؛ فينتهي في حقه القصر والجمع بمجرد وصوله ذلك المكان.
2. أن ينوي الإقامة في مكان أربعة أيام فأكثر غير يومي الدخول والخروج؛ فهذا ينقطع سفره بمجرد وصوله إلى المكان الذي نوى فيه الإقامة، وينتهي في حقه القصر والجمع، أما إذا نوى الإقامة أقل من أربعة أيام غير يومي الدخول والخروج [3]؛ فإنه يقصر ويجمع.
3. إذا نوى إقامة ثلاثة أيام غير يومي الدخول والخروج، ولكنه اضطر إلى تمديد إقامته أكثر من ذلك، فينقطع سفره بمضي اليوم الثالث؛ فلا يجوز له القصر والجمع بعد ذلك.
4. إذا لم يعلم متى تنقضي حاجته من سفره بالضبط، لكنه توقع انقضاءها قبل مضي أربعة أيام، ولم يصدق توقعه فطالت المدة؛ فيجوز له أن يقصر ويجمع إلى ثمانية عشر يومًا. [4]

أما دليل التحديد بثلاثة أيام؛ فحديث العلاء بن الحضرمي رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (يُقِيمُ الْمُهَاجِرُ بِمَكَّةَ بَعْدَ قَضَاءِ نُسُكِهِ ثَلَاثًا) متفق عليه. قالوا: «وكان يحرم على المهاجرين الإقامة بمكة ومساكنة الكفار؛ فالترخص في الثلاث يدل على بقاء حكم السفر، بخلاف الأربعة».وأما دليل التحديد بثمانية عشر يومًا في حالة التردد في وقت انقضاء الحاجة؛ فهو مدة إقامة النبي صلى الله عليه وسلم عام الفتح بمكة وهو يَقْصُرُ الصلاة. ينظر: [مغني المحتاج 1/ 519-521]. والله أعلم.

____________

تعليقات المترجم:

[1] روى البيهقي في «السنن الكبرى» (3/196) بسند صحيح، وعلقه البخاري في «صحيحه/باب في كم يقصر الصلاة» عَنْ عَطَاءِ بْنِ أَبِي رَبَاحٍ (أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ، وَعَبْدَ اللهِ بْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ كَانَا يُصَلِّيَانِ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ وَيُفْطِرَانِ فِي أَرْبَعَةِ بُرُدٍ فَمَا فَوْقَ ذَلِكَ).
والأربعة برد تساوي ثمانية وأربعين ميلا، واعتمد متأخرو الشافعية أن الميل ثلاثة آلاف وخمسمائة ذراع، وقرر الدكتور محمد نجم الدين الكردي في كتابه «المقادير الشرعية» (ص. 252-260) أن الذراع الشرعي يساوي ثمانية وأربعين سنتمترا (48 سم)، وبهذا تكون مسافة القصر تساوي بالأطوال المعاصرة (48 ميل * 3500 ذراع * 48 سم)= (80.64 كم) أي 81 كم تقريبا واحتياطا.

[2] لا أقل، لأن مسافة 80.64 كم تؤخذ عند الشافعية تحديدا لا تقريبا معتمدا في ذلك على تحديد الصحابة كما مر.

[3] قال الشبراملسي في حاشيته على نهاية المحتاج (2/ 255): «وَتُحْسَبُ اللَّيْلَةُ الَّتِي تَلِي يَوْمَ الدُّخُولِ، وَكَذَا الْيَوْمُ الَّذِي يَلِي لَيْلَةَ الدُّخُولِ».

[4] قال  شمس الدين الرملي في «نهاية المحتاج» (2/ 255): «لَا يُحْسَبُ مِنْهَا يَوْمَا دُخُولِهِ وَخُرُوجِهِ».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...