Молитва снаружи мечети, если еще есть место внутри

15.07.2017 | 2083

حكم الصلاة خارج المسجد مع وجود مكان فارغ في الداخل

Вопрос шейху Ибн Базу: Можно ли делать намаз в просторном месте, то есть перед «Вратами ас-Салям» (врата Запретной мечети) в Мекке, то есть снаружи Запретной мечети? Учитывая то, что есть много свободного места внутри Запретной мечети во время коллективного намаза. И так же будет ли действителен намаз, если его совершать на территории колодца Зам-зам?

Ответ: Обязательно войти. Тому, для кого обязательно совершение намаза с коллективом, обязательно войти и совершить его с коллективом в мечети. А если есть ряды (молящихся) снаружи, то нет проблемы в том, чтобы он сделал намаз вместе с ними. А что касается того, чтобы совершать намаз в одиночку снаружи, то нет, ему следует войти и присоединиться к рядам других людей. И если мы предположим, что есть ряды снаружи и есть ряды внутри, и он может войти, то узаконено для него и лучше для него будет войти и дополнить первые ряды. И нет проблем в совершении намаза на территории Зам-зама, на крыше Зам-зама, на его крыше — нет проблем.

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб» 357, см. «Фатауа нур аля ад-дарб» 12/412.

سئل الشيخ ابن باز: هل تجوز الصلاة في المكان الواسع، أي: أمام باب السلام في مكة، أي: خارج الحرم، علماً بأنه يوجد أماكن واسعة داخل الحرم في صلاة الجماعة، وكذلك هل تصح الصلاة في بئر زمزم؟

فأجاب: الواجب الدخول، الواجب على من …… الجماعة الدخول إلى المسجد والصلاة مع الجماعة في المسجد فإذا كان هناك صفوف من خارج فلا حرج يصلي معهم، أما أنه يصلي وحده من خارج لا، بل يدخل يصف مع الناس، ولو فرضنا أنه هناك صفوف من خارج وصفوف من الداخل وأمكنه الدخول فإن المشروع له والأفضل أن يدخل حتى يكمل الصفوف الأول. ولا حرج في الصلاة في زمزم على ظهر زمزم، على ظهرها لا بأس.
للاستماع: «قتاوى نور على الدرب» شريط 357، للقراءة: «فتاوى نور على الدرب» 12/412.

Учитывая то обстоятельство, что шейх в основе отвечает, исходя из фикха ханбалитского мазхаба, иногда при этом вместо него выбирая мнения имама Ибн Таймии, и еще реже мнения других школ, будет полезным дополнить ответ подробностями этого положения согласно разъяснениям ученых-ханбалитов.

بما أن الشيخ يجيب معتمدا على فقه المذهب الحنبلي في الغالب ويأخذ أحيانا بأقوال الإمام ابن تيمية الحفيد ونادرا بأقوال المدارس الأخرى فمن المناسب أن نذكر تفاصيل هذة المسألة في مذهب السادة الحنابلة.

Пишет шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Макдиси аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.): «Если мамум (тот, кто следует за имамом) имеет возможность следовать за своим имамом, даже если между ними расстояние в 300 локтей, то это следование будет действительным
— если он видит имама,
— или видит кого-нибудь из тех, кто за ним.
А если имам и мамум находятся в мечети, то видение не является условием, и достаточно слышать такбир.
А если между ними река, по которой ходят суда, или дорога, то следование за имамом не будет действительным». См. «Далиль ат-талиб», с. 50.

يقول الشيخ مرعي بن يوسف الكرمي المقدسي الحنبلي (ت. 1033 هـ): «إن أمكن المأموم الاقتداء بإمامه ولو كان بينهما ثلاث مائة ذراع صح إن رأى الإمام أو رأى من وراءه وإن كان الإمام والمأموم في المسجد لم تشترط الرؤية وكفى سماع التكبير وإن كان بينهما نهر تجري فيه السفن أو طريق لم تصح».
انظر: «دليل الطالب»، ص. 50.

Имам Муса ибн Ахмад аль-Хаджави аль-Макдиси аль-Ханбали (ум. 968 г.х.) дополняет пояснение об условии видения для того, кто является мамумом и находится не в мечети: «(И действительно) если видел одного из них (имама или мамума) через то, через что невозможно пройти, вроде окна и тому подобного». «Видения во время некоей части из намаза достаточно, и в этом одинаковое положение у пятничного намаза и других. И также не является условием заполненность пространства (между имамом и мамумом) рядами, если произошло приемлемое видение и есть возможность следовать (за имамом)». См. «Аль-Икна» 1/173.

يكمَل الإمام موسى بن أحمد الحجاوي المقدسي الحنبلي (ت. 968 هـ): «إن رأى أحدهما ولو مما لا يمكن الاستطراق منه كشباك ونحوه». «وتكفي الرؤية في بعض الصلاة وسواء في ذلك الجمعة وغيرها ولا يشترط اتصال الصفوف أيضا إذا حصلت الرؤية المعتبرة وأمكن الاقتداء».
انظر: «الإقناع» 1/173.

Дополняет имам Мансур аль-Бухути аль-Ханбали (ум. 1051 г.х.): «И явно, что имеется в виду возможность увидеть, если нет того, что мешает этому: как если мамум является слепым, или находится в темноте, так что мог бы увидеть, если бы не это обстоятельство — тогда действительным будет его следование за имамом, если в его возможностях следовать за ним, пусть даже посредством слуха». См. «Кашшаф аль-кына'» 1/492.

ويزيد الإمام منصور البهوتي الحنبلي (ت. 1051 هـ): «وَالظَّاهِرُ أَنَّ الْمُرَادَ إمْكَانُ الرُّؤْيَةِ لَوْلَا الْمَانِعُ، إنْ كَانَ بِالْمَأْمُومِ عَمًى أَوْ كَانَ فِي ظُلْمَةٍ وَكَانَ بِحَيْثُ يُرَى لَوْلَا ذَلِكَ صَحَّ اقْتِدَاؤُهُ حَيْثُ أَمْكَنَتْهُ الْمُتَابَعَةُ، وَلَوْ بِسَمَاعِ التَّكْبِيرِ».
انظر: «كشاف القناع» 1/492.

Но здесь есть неоднозначность, и вопрос заслуживает дополнительного исследования, поскольку шейх Усман ибн Каид ан-Неджди аль-Ханбали (ум. 1097 г.х.) возразил, сказав: «Если видит имама — то есть на самом деле видит, в отличие от утверждения Мансура аль-Бухути». См. «Хашия Ибн Каид аля Мунтаха аль-ирадат» 1/315.

لكن عارضه الشيخ عثمان بن قائد النجدي الحنبلي (ت. 1097 هـ): «(إذا رأى الإمام) أي: بالفعل، خلافاً لمنصور البهوتي». 
انظر: «حاشية ابن قائد على منتهى الإرادات» 1/315.
فالمسألة جديرة بعناية زائدة من أصحاب المذهب، وفقهم الله.

Шейх Абдульгани аль-Лябади ан-Наблюси аль-Ханбали (ум. 1319 г.х.) дополняет про слышанье такбира для находящегося в мечети: «Явный смысл: будь этот такбир от имама или от одного из мамумов — и это так. По причине нужды. Также обрати внимание на вопрос: если тот, кто передает такбир имама, не является достойным доверия, правильно ли будет принимать во внимание его такбир и следовать за ним? Явное положение: да». См. «Хашия аль-Лябади аля Нейль аль-ма-ариб» 1/87.

الشيخ عبد الغني اللَّبَدي النابلسي الحنبلي (ت. 1319 هـ) يزيد توضيحا في مسألة سماع التكبير: «الظاهر: سواء كان من الإمام أو من أحد المأمومين. وهو كذلك، للحاجة. وانظر لو كان المبلّغ غير ثقةٍ هل يرجع إليه ويتابع؟ الظاهر: نعم». 
انظر: «حَاشِيةُ اللبَّدِي على نَيْل المَآرِبِ» 1/87.

 

 

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...