Имам аз-Захаби о словах: «Следовать хадису лучше, чем следовать за Абу Ханифой и аш-Шафии». Пример Ибн Раджаба и Ибн Хазма

5 месяцев назад | 386

الإمام الذهبي عن قول «الأَخْذ بِالحَدِيْثِ أَوْلَى مِنَ الأَخْذِ بِقَولِ الشَّافِعِيِّ وَأَبِي حَنِيْفَةَ». المثال من ابن رجب وابن حزم

Писал имам аз-Захаби аш-Шафии в биографии Абу аль-Касима Абдульазиза ибн Абдуллаха ад-Дараки аш-Шафии:

«Сказал Ибн Халликан: «Его обвиняли в му’тазилизме. И, возможно, он прибегал к выбору (более весомых на его взгляд мнений) при выдаче фатв. Его спрашивали об этом (почему он так поступает), и он отвечал: «Горе вам! Передал такой-то от такого-то от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то-то и то. И следовать хадису лучше, чем следовать за аш-Шафии и Абу Ханифой»».
Я (аз-Захаби) скажу: это хорошо, однако с условием,
— чтобы в соответствии с этим хадисом высказался имам, подобный этим двум имамам (аш-Шафии и Абу Ханифе), вроде Малика, или Суфьяна, или аль-Аузаи;
— чтобы у хадиса не было скрытых послабляющих недостатков;
— чтобы доводом Абу Ханифы и аш-Шафии (по этому вопросу) не был достоверный хадис, который противоречит тому другому.
А что касается того, чтобы следовать хадису, в то время, как его отклонили все остальные имамы иджтихада, то нет«. См. «Ас-Сияр» 14/405.

قال الإمام الذهبي الشافعي في ترجمة أَبي القَاسِمِ عَبْد العَزِيْزِ بن عَبْدِ اللهِ الدَّارَكِيّ الشَّافِعِيّ: «قَالَ ابْنُ خَلِّكَانَ: كَانَ يُتَّهَمُ بِالاِعْتِزَالِ، وَكَانَ رُبَّمَا يَخْتَارُ فِي الفَتْوَى، فيُقَال لَهُ فِي ذَلِكَ، فَيَقُوْلُ: وَيْحَكمْ! حَدَّثَ فُلاَنٌ عَنْ فُلاَنٍ، عَنْ رَسُوْلِ اللهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — بِكَذَا وَكَذَا، وَالأَخْذُ بِالحَدِيْثِ أَوْلَى مِنَ الأَخْذِ بِقَولِ الشَّافِعِيِّ وَأَبِي حَنِيْفَةَ.
قُلْتُ — أي: الذهبي — : هَذَا جَيِّدٌ، لَكِنْ بِشَرْطِ
— أَنْ يَكُونَ قَدْ قَالَ بِذَلِكَ الحَدِيْثِ إِمَامٌ مِنْ نُظَرَاءِ الإِمَامَيْنِ مِثْلُ مَالِكٍ، أَوْ سُفْيَانَ، أَوِ الأَوْزَاعِيِّ،
— وَبأَنْ يَكُونَ الحَدِيْثُ ثَابِتاً سَالِماً مِنْ عِلَّةٍ،
— وَبأَنْ لاَ يَكُونَ حُجَّةُ أَبِي حَنِيْفَةَ وَالشَّافِعِيِّ حَدِيْثاً صحيحاً معَارضاً للآخَرِ.

أَمَّا مَنْ أَخَذَ بِحَدِيْثٍ صَحِيْحٍ وَقَدْ تنكَّبَهُ سَائِرُ أَئِمَّةِ الاِجتهَادِ، فَلاَ«.
انظر: «السير» 14/ 405.

А кто же такой Абу аль-Касим ад-Дараки аш-Шафии, который прибегал к выбору более весомых мнений на его взгляд, и для которого имам аз-Захаби поставил такие условия?

Писал о нем имам аз-Захаби: «Большой имам, шейх шафиитов Ирака…, мухаддис. …Был самым знающим мазхаб. …Говорил Абу Хамид (аль-Исфарайини аш-Шафии): «Я не видел более сильного в фикхе, чем он»». См. «Ас-Сияр» 14/404-405.

ومن هو أَبو القَاسِمِ الدَّارَكِيّ الشَّافِعِيّ الذي كان يختار ما يراه راجحا والذي اشترط له الإمام الذهبي تلك الشروط؟

قال عنه الإمام الذهبي: «الإِمَامُ الكَبِيْرُ، شَيْخُ الشَّافِعِيَّةِ بِالعِرَاقِ… المُحَدِّثُ… انْتَهَى إِلَيْهِ مَعْرِفَةُ المَذْهَبِ… وَكَانَ أَبُو حَامِدٍ — أي: الإِسْفَرَايِيْنِيُّ الشافعي — يَقُوْلُ: مَا رَأَيْتُ أَفْقَهَ مِنْهُ».
انظر: «السير» 14/ 404-405.

فقارن بينه وبين من ترى ترجيحاته اليوم مع دعوى اتباع الدليل وتساهل في مخالفة جميع الأئمة
وبإمكانك أن تقرأ شروط المجتهد المقيد الذي يجوز له الحكم بالترجيح عند الإمام الذهبي: https://muntaqa.info/zahtarjih

Подробнее о том, кто по мнению имама аз-Захаби имеет право выносить решения о силе и слабости мнений, было тут https://muntaqa.info/vyst и тут https://muntaqa.info/zahtarjih.

А вот как этот же принцип, озвученный имамом аз-Захаби, практиковал имам Ибн Раджаб аль-Ханбали, разбирая одно из мнений имама Ибн Хазма аз-Захири.
Говорил хафиз Ибн Раджаб: «Ибн Хазм, опираясь на этот хадис, сказал, что у месячных и послеродовых кровотечений одинаковый срок. И что наибольший период послеродовых кровотечений равен наибольшему периоду месячных кровотечений. В этом мнении его никто не опередил. И если бы этот вывод был верным, то он не скрылся бы от всех имамов Ислама вплоть до его времени«. См. «Фатх аль-Бари» 2/24.

وهاهو تطبيق الإمام ابن رجب الحنبلي للمبدأ الذي بينه الإمام الذهبي، يقول الحافط ابن رجب: «وقد اعتمد ابن حزم على هَذا الحديث في ان الحائض والنفاس مدتهما واحدة، وأن أكثر النفاس كأكثر الحيض، وَهوَ قول لَم يسبق إليه، ولو كانَ هَذا الاستنباط حقاً لما خفي علي أئمة الإسلام كلهم إلى زمنه«.
انظر: «فتح الباري» 2/ 24.

Слова шейха Ибн Усаймина с изложением подобных принципов:
1. https://muntaqa.info/slovsovr
2. https://muntaqa.info/vndh

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...