Кто отворачивается от мазхабов имамов-саляфов, тот следует мазхабу современного шейха или даже студента
22.09.2017 | 6161
الشيخ سعيد الكملي: أنت على كل حال تتبع مذهبا، السؤال فقط: مذهب من؟ مذهب إمام مجتهد من أئمة السلف؟ أو مذهب شيخ معاصر؟ أو مذهب طالب متعالم؟
Вопрос: «Необходимо ли обращаться к мазхабу для требования знаний и придерживаться его? В чем важность мазхаба?»
Ответ шейха Саида аль-Камали: «Ответ на это будет соответствующим вопросу: можно ли представить чтобы человек, студент изучал фикх, не придерживаясь мазхаба? Скажет, например: «Я не придерживаюсь мазхаба». Смотрите, я сразу дам вам ответ, чтобы не утруждать вас догадками о моем мнении: я не представляю этого, и объясню вам почему. Не представляю, чтобы человек изучал фикх, не придерживаясь мазхаба. Какого-нибудь мазхаба. Поясню вам, что я имею в виду.
Кто согласен со мной изначально, в обсуждении этой темы с ним у меня нет нужды, так как он со мной уже согласен. Но я хотел бы обратиться к тому, кто несогласен со мной и говорит: «Нет. Мы изучаем фикх из (сборника хадисов) «Булуг аль-марам». Или: «Из «аль-Мухаррара». Или: «Из «аль-ахкам аль-кубра» аль-Ишбили. То есть из сборника хадисов мы изучаем фикх».
Заявил Фараздак, что он убьет Мирба’а.
Возрадуйся же безопасности, о Мирба’.
Хорошо, я скажу тебе кое-что. Сейчас представь, представь… — я соглашусь с тобой гипотетически, хотя фикх не изучается из «Булуг аль-марам», и из самого большого шарха на «Булуг аль-марам» невозможно изучать фикх. Ты избавишься от полной неграмотности в фикхе, узнаешь некоторые положения в том, некоторые в этом. — Я не говорю, что это не приносит пользу, необходимо понимать мои слова соответствующим образом. Я не говорю, что в этом нет пользы, но говорю: это не поможет в изучении фикха. Затем, представь, представь, что Аллах воскресил Ибн Хаджара, да помилует его Аллах. И он сделал «Булуг аль-марам» матном (по фикху), оформил его в стихотворной форме и стал преподавать этот фикх. — Это фикх не по мазхабу? Однозначно по мазхабу. По чьему мазхабу? По мазхабу того, кто преподает эту книгу.
Но он приходит к тебе и говорит: «Нет-нет! Я беру фикх напрямую из источников. Я учусь у шейха и он преподает нам «Нейль аль-аутар». Нет-нет, он преподает нам (сборник хадисов) «Мунтака аль-ахбар». Вот хадис, в нем есть то и то. Раздел очищения, в нем есть то и то». — Хорошо. Если это вопросы, в которых есть единогласное мнение, то нет проблем. Однако вопросы, в которых есть разногласие, когда преподаватель станет говорить о них, проводить обсуждение и потом скажет: «Более сильное мнение вот такое». «Более сильное» для кого? Для кого?! Для того, кто объясняет, для того, кто говорит. Значит ты изучаешь фикх по мазхабу этого человека. Каким будет твой ответ на это? В твоем представлении следование мазхабу (тамазхуб) касается только четырех мазхабов? — Нет. Если ты придерживаешься направления человека, мнений, выбранных им, как более сильных, то это уже фикх по мазхабу того, кто выбрал для тебя «более сильные мнения».
И как ты после этого представляешь, что ты можешь взять фикх, не следуя мазхабу? Нет, ты следуешь мазхабу, только ты не чувствуешь, что следуешь мазхабу. Ощущаешь, будто ты не следуешь мазхабу, а на самом деле ты следуешь мазхабу. Кто-то следует мазхабу того, кто умер в 179 г.х. (имам Малик), а ты следуешь мазхабу того, кто умер в 15 или 14 веке после хиджры. Мы не говорим, что это не ученый, нет, это ученый, обладатель больших знаний, но ты — следуешь мазхабу. Мы обсуждаем только то, следуешь ты мазхабу или нет. Да, ты следуешь мазхабу. Ты следуешь мазхабу. И он также следует мазхабу. Следует мазхабу того, кто его учил. Независимо от того, придерживался он одного из четырех мазхабов или не придерживался их.
Если ты не придерживаешься одного из четырех мазхабов, делает ли это тебя не следующим мазхабу? Нет! Вот она ошибка. Он считает, что если человек говорит: «Более сильное в этом вопросе мнение маликитов, в этом вопросе — мнение ханбалитов, в этом — шафиитов», — считает, что он не следует мазхабу. Нет, ты следуешь мазхабу, мазхабу того, кто определяет эти мнения как более сильные для тебя.
Таким образом, невозможно представить изучение фикха без следования мазхабу.
И таким образом мы не порицаем тех, кто считает, что ранние ученые более достойны того, чтобы следовать за ними (таклид), чем поздние. Кто говорит, что поздние более знающие, чем ранние? Может такое сказать разумный человек? Значит ли это, что поздние — не ученые? Можно так понять эти слова? — Нет, это не понимается из них. Они ученые, они над нашими головами, они — короны на головах. Однако, достигают ли они того, чего достигли ранние? — Невозможно. Никак не возможно. И когда шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, оспаривал Ибн Хазма… — Где Ибн Хазм? Далеко (по времени). — Когда оспаривает его мнение, что говорит ему? Это был урок в Пророческой мечети, и он издан в конце книги «Музаккира фи усуль аль-фикх». Говорит, среди прочих доводов, которыми он оспаривал Ибн Хазма: «Ибн Хазм возражает людям, которые более знающие, чем он, и более способные в фикхе, чем он, более осторожные…» — Почему? Потому что ты оспариваешь людей из наилучших поколений. Невозможно представить, чтобы один из поздних… — Хоть мы и говорим, что знание — это удел от Аллаха, и говорит Ибн аль-Джазари: «Аллах может приберечь для некоторых из поздних то, чего не получили многие из ранних». — Это говорит Ибн аль-Джазари. И при этом невозможно представить что в этих вопросах фикха, которые были разобраны… — Современные вопросы, да, они для ученых своего времени. Однако вопросы, что ты говоришь про омовение, про молитву и тому подобное… — В основном попадают в это только те, кто не изучал книги правовых положений и не знает уровень имамов.
Мы преподаем в университете в Марокко «Сахих» Муслима с шархом (объяснением) аль-Убби. Аль-Убби — один из правоведов-маликитов, это известный шарх, книга доступна. Преподаем раздел судебного дела. Вы не можете себе представить ответвления, которые извлекаются из хадиса в этом шархе. Выведение ответвлений — опасное дело. Даже на самые мелкие подробности выводится постановление, чтобы сузилась область иджтихада для судьи и уменьшились разногласия в обществе, так что один выносит одно постановление, другой — другое. — Так не придет в порядок положение и жизнь людей. И вот в таких вопросах выводятся подробнейшие заключения из доводов, а потом кто-то приходит и говорит о посте, о молитве, об очищении, о месячных и тому подобное и пытается делать замечания».